Инициативы ФАС — сигнал времени
С сентября месяца ФАС активно разъясняет свою позицию, а общество анализирует сложившуюся ситуацию. О том, как инициативы ФАС можно повернуть во благо отечественному рыболовству в интервью журналу «Рыба и Морепродукты» рассказал депутат Государственной Думы от Сахалинской области Георгий Карлов.
— Георгий Александрович, на сколько, на Ваш взгляд в инициативах ФАС реальна угроза по отмене «исторического принципа»?
— Говорить, что в отрасли всё плохо и ставить под сомнение «исторический принцип», который является базовой основой всего мирового рыболовства, как это вначале звучало со стороны ФАС — нельзя. Положительная динамика социально-экономического развития нашего рыбного хозяйства за
В течение последнего времени со стороны ФАС неоднократно озвучивались заявления о подтверждении сохранения «исторического принципа» в отрасли. Ведь от этого нам никуда не уйти, так принято во всём мире, равно как и рыболовство относится во всём мире к сельскому хозяйству, а рыбохозяйственные объединения тоже входят в состав сельскохозяйственных и продовольственных ассоциаций. Такова мировая практика. А вспомните, сколько было споров и дискуссий, когда Росрыболовство перешло в ведение Минсельхоза.
Проявляется совсем другая проблема. За «историческим принципом», вопросом который уже неоднократно подтвердили все, включая ФАС, рыбаки не видят дорожной карты естественного развития отрасли, которую предложила ФАС. А ведь там с десяток ключевых и весьма непростых вопросов развития отраслевого законодательства, которые требуют внимательной детальной проработки. Ведь как бы хорошо не было, жизнь — это движение, развитие, в которой ничто не стоит на месте. А если и застаивается, то начинает давать сбои. Поэтому, если рассматривать инициативы ФАС как сигнал времени, сигнал смены эпох в отрасли, то видимо настала пора приведения отраслевого законодательства в соответствии с мировым.
— Какие основные проблемы на сегодняшний день Вы видите в отрасли?
Не секрет, что законодательство ряда ведущих рыболовных зарубежных стран — это законодательство прямого действия. Как пример можно привести известный закон Мангуссона — Стивенса, в котором даже прописано необходимое финансирование на соответствующие статьи, рыболовное законодательство Норвегии, Японии. У нас же законы часто содержат множество отсылочных норм, а порой и вовсе не состыкуются с зарубежным. И пример тому — не один.
Это и множество необходимых для заключения договоров, с которым сталкивается предприниматель, желающий производить рыбную продукцию, желающий организовать полную цепочку — от вылова до потребителя. Возможно, есть смысл подумать, как упростить эту систему. Это и не состыковка ряда норм международного рыболовства, в том числе и законодательства ЕС с ФЗ № 166 «О рыболовстве», из-за чего возникает упущенная выгода в виде невозможности освоения российских квот в международных конвенционных районах промысла и открытой части Мирового океана.
Это и так называемый «ветеринарный блок», проблемы ветеринарного оформления рыбной продукции. Сегодня мы имеем изжившую себя систему с множеством избыточных административных барьеров, которые ни коем образом не влияют на качество конечной продукции, которая попадает на стол потребителю. На смену должна прийти новая понятная и прозрачная система на основе гармонизации норм ВТО, проекта техрегламента Таможенного Союза «О безопасности рыбной продукции» и проекта закона «О ветеринарии».
— Какую дорожную карту развития отрасли предлагает ФАС, какие основные изменения в законодательство предлагает это ведомство?
— Во-первых, это вопрос по выявлению «квотных рантье». ФАС настаивает на уточнении требований к хозяйствующим субъектам в части введения ограничений по использованию рыбопромысловых судов. Во-вторых, ФАС выступило с законодательной инициативой в части ограничений осуществления рыболовства лицами, находящимися под контролем иностранного инвестора.
Также, ФАС указала на необходимость унификации порядка распределения прав на осуществление промышленного и прибрежного рыболовства с привязкой к единому договору. Среди прочего, предложено проработать и ряд других вопросов, в том числе:
— Об определении критериев конкурсов на право заключения договора о предоставлении РПУ для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства в части наличия рыбоперерабатывающего завода, осуществления переработки части объёма выловленных ВБР на собственных или арендованных мощностях, фактической численности и квалификации работников;
— О целесообразности определения порядка перехода права на закрепление долей квот и права на пользование ВБР по аналогии с порядком перехода права, предусмотренным ст. 17.1 ФЗ №
— Как же предлагается решать вопрос «рантье»?
— Росрыболовство провело анализ данных о ежегодных объёмах вылова ВБР с использованием арендованных судов за 2012 г., который в итоге показал, что к «рантье» на сегодняшний день можно отнести 134 пользователя, осуществляющих вылов ВБР исключительно с использованием арендованных судов и не имеющих береговой переработки. Данная категория пользователей вылавливает 4% от общего годового объёма добычи ВБР, что не является критичным. ФАС же настаивает на проведении в буквальном смысле переписи рыбаков, предприятий и флота, а также на более детальном анализе ситуации и каждого случая в отдельности в отношении выявления «рантье» и причин этого явления.
Однако, чтобы провести подробный и действительно эффективный анализ состояния и перспектив всей отрасли необходимо привлечение науки, бюджетное финансирование которой у нас сокращают, а институты реорганизуют. А в этом и кроется реальная проблема в прогнозировании и выборе стратегии развития. Что же касается стимулирования строительства флота и береговой переработки, то здесь обсуждаются различные подходы, в том числе и возможность запрета тайм-чартера.
Особо хочу подчеркнуть, что базовый исторический принцип — это одна сторона вопроса. Для эффективных пользователей, которые подтвердят свою промысловую историю он останется. Другой стороной современной международной практики ведения ответственного рыболовства и поддержания устойчивой ресурсной базы является соответствие закреплённой квоты промысловой мощности флота добывающей компании, что автоматически определяет эффективных пользователей и отсекает «рантье». Это механизм тонкой настройки законодательства, и в этом направлении необходимо двигаться. В ряде международных конвенций этот принцип активно развивается, и уже в ближайшем времени мы просто можем не вписаться в международные реалии, и как следствие потерять свои позиции по правам на ресурс за пределами нашей экономзоны.
Поэтому, приведение отечественного законодательства в соответствии с современной мировой практикой необходимо, чтобы придать отрасли новый импульс развития, прозрачность, открыть новые возможности роста на всех направлениях. В том числе, это позволит развивать отечественное рыболовство в международных конвенционных районах промысла и открытой части Мирового океана, эффективно добирать естественный океанический ресурс. И если взять инициативы ФАС под общественный контроль, такое партнёрство даст позитивные результаты.
|
На самом деле не всё так оптимистично. Непонятно только, зачем в сентябре ФАС представило в Правительство недостоверную статистику по отрасли и сейчас пытается всяческими обходными путями размывать исторический принцип.
|
|
Не знаю что там вытворяет ФАС, но депутату честь и хвала за прибрежку
|
|
Интересный взгляд на события, а почему бы и нет. Всегда есть чему у других стран поучиться
|
|
Сахалинцы молодцы, в отличие, от приморцев, у которых защита рыбной отрасли только на словах. Георгию Александровичу респект от земляка. ФАСовсцы, кстати нормальными людьми оказались вопреки первому впечатлению. Ладно, поживем-посмотрим.
|
|
Росрыболовство сделало первый шаг, закрепив квоты на 10 лет, без этого отрасль бы не то что развивалась, загнулась бы давно. Пора делать следующие. Исторический принцип необходимо сохранять в любом случае, но модернизировать закон нужно уже сейчас. Необходимо срочно вводить понятия Промысловая мощность и Промысловое усилие, Эффективный пользователь, поскольку это базовые понятия во всех законах о рыболовстве в мире. На них, в том числе, основывается Международный Кодекс ведения ответственного рыболовства FAO, который необходимо разрабатывать и у нас. Эти понятия напрямую связываются с понятием «эффективный пользователь» по аналогии с «эффективным пользователем земли». Почему в земельном и пр. кодексах есть понятие "рациональное использование земли" и она признаётся НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОСТОЯНИЕМ, а рыбные ресурсы можно использовать неэффективно (и кстати неэффективное использование земель является причиной изъятия её у собственника)? Надо подымать планку порога использования ВБР до 70-75%. И при этом разбираться, почему ты выловил не 90-100 % а лишь 70. Теперь чартер судов. Моё стойкое убеждение - это может быть только временная мера (да так оно и есть в других странах). Квоты необходимо давать только при наличии собственных судов, чартер рассматривать только как временную меру и только при наличии планов по развитию собственного промыслового флота. Не выполняешь план - лишаешься квоты. |