Строительство в России современных судов ярусного лова донных рыб с целью развития круглогодичного прибрежного рыболовства в 200-мильной ИЭЗ России в Баренцевом море, выявления и вовлечения в промысел дополнительных, недоиспользуемых ресурсов...
/ 11 марта
Кризисное состояние рыбной отрасли продолжает сохраняться из-за предельного возраста (более 25 лет) промыслового флота, зарегистрированного на Северном бассейне. Более 90% судов сосредоточено на промысле донных рыб в Баренцевом море. Около 3,5% от общего количества промысловых судов работают ярусами, остальные ведут промысел донных рыб траловыми орудиями лова.
По данным Гипрорыбфлота, с 2000 года наметилась четкая тенденция сокращения численности промыслового флота в среднем на 4,5% , что составляет от 16 до 20 судов ежегодно. За 10 лет общая численность промыслового флота сократилась на 184 единицы, при этом более 7 тыс. квалифицированных специалистов лишились своих рабочих мест, а их семьи источников постоянного дохода. Причинам сокращения численности промыслового флота являются, прежде всего, их предельно высокий возраст и отсутствие стратегических планов развития и управления рыбопромысловым комплексом Северного бассейна. Не смотря на продолжающее ежегодное сокращение численности промыслового флота, по-прежнему, сохраняется большое несоответствие между имеющимися промысловыми возможностями (усилиями) и ограничениями вылова (ОДУ трески и пикши, сырьевой базой тралового промысла, а точнее выделяемыми квотами вылова донных рыб для предприятий Северного бассейна. По нашему мнению, подкрепленному исследованиями ряда российских и норвежских ученых, рациональный подход к рациональному использованию ВБР в Баренцевом море может обеспечить значительно больший объем вылова за счет вовлечения в промысел рыб возрастом 8-15 лет и более, которые сегодня донными тралами практически не облавливаются.
По нашему мнению, в последние годы сложилось определенное недопонимание руководства отрасли и прогнозистов научно-исследовательских институтов — ПИНРО и ВНИРО — по вопросу обеспечения сырьевыми ресурсами отечественный промысловый флот, решение которого является главной и стратегически важной задачей. В соответствии с Морской доктриной России отраслевая наука должна обеспечивать, наряду с другими работами, проведение ресурсных исследований, направленных на выявление недоиспользуемых ВБР и широкомасштабного применения современных ресурсосберегающих технологий добычи и переработки рыбы.
На основе результатов этих исследований в Баренцевом море (а также с учетом практического опыта норвежских рыбаков) с активным участием ведущих рыбопромысловых компаний Северо-Запада необходимо в ближайшие годы разработать рекомендации Правительству и Росрыболовству по следующим важнейшим вопросам:
— по организации поисковых работ судами ярусного лова в районах Северной Атлантики для выявления и включение в сферу промысла недоиспользуемых ресурсов, а также репрезентативный сбор промысловой информации по реальному определению ОДУ трески и пикши — объемов допустимого улова на основе биологических критериев, и рекомендаций по рациональному использованию многовозрастных структур популяций и управления запасами путем разработки и установления мер регулирования и распределения квот вылова основных промысловых видов по орудиям лова, типам, размерам рыболовных судов, на основе увеличения применения ресурсосберегающих технологий добычи донных рыб и строительства новых современных судов или модернизации существующих;
— определения возможного круглогодичного рыболовства судов ярусного лова в 200-мильной ИЭЗ России в Баренцевом море, выявление, вовлечение в промысел дополнительных недоиспользуемых ресурсов в морях Северной Атлантики;
— для предприятий, имеющих на своем балансе действующие, зарегистрированные морским регистром России промысловые суда на правах собственности, не затрагивая закрепленные за ними доли квот до 2018г, предложить Правительству разработать дополнительные меры по стимулированию добровольного строительства в России современных ресурсосберегающих судов для промысла донных рыб в Баренцевом море и траулеров, кошельковистов, тунцеловов и т.д. для лова в различных районах Мирового океана;
На наш взгляд, применение судов тралового лова в прибрежных районах и в 200-мильной ИЭЗ России должно быть существенно ограничено, прежде всего, с целью сохранения донных биоценозов, предотвращения выбросов мелкой нетоварной рыбы и не учитываемой смертностью рыб, обусловленной селективностью мешков донных тралов.
Наше мнение обосновано многолетними исследованиями, которые ООО «Персей» выполнял совместно с учеными ММБИ РАН КНЦ и ПИНРО. Эти исследования показали, что ярусный и траловый промысел хотя и использует запасы донных рыб, которые относятся к единым популяциям, обитающих в морях Северо-Европейского бассейна, но сырьевая база, их биомасса, доступность и степень промыслового воздействия вышеуказанными орудиями лова различны. Так, донными тралами облавливается возрастные группы трески в основном от 4 до 7 лет и очень редко рыбы в возрасте 9 — 10лет. В тоже время, по данным ярусных уловов известно, что треска облавливается в возрасте до 22 лет, массой 46-50 кг. Донным тралом облавливаются в основном треска и пикша в период образования плотных скоплений, которые на эхолоте регистрируются в виде косяков. Ярусом облавливаются разряженные скопления и на эхолоте регистрируются у грунта отдельные крупные рыбы. Сырьевая база донного тралового промысла используется давно и изучена достаточно хорошо, в то время как ярусный промысел ведется сравнительно недавно и его сырьевая база изучалась лишь периодически и со значительно меньшей интенсивностью. В этой связи для её изучения и оценки уровня промыслового изъятия требуется организовать на постоянной основе экспериментально-поисковый промысел на современных специализированных судах ярусного лова, особенно в 200-мильной ИЭЗ России в Баренцевом море.
Из-за недостаточного количества такого типа судов на Северном бассейне, сырьевая база ярусного промысла в Баренцевом море явно недоиспользуется — это разряженные скопления крупной трески, пикши, черного палтуса и других ценных рыб, которые траловыми орудиями лова практически не облавливаются в виду того, что они по своему биологическому состоянию способны избегать траловые орудия лова. (Что подтверждают подводные наблюдения, выполненные ПИНРО за процессами донного тралового лова). Кроме того, крупные рыбы в период нагула, как правило, держаться разряжено, что не позволяет вести их эффективный траловый лов В отличии от судов тралового лова, ярусные суда позволяют вылавливать преимущественно крупную рыбу, сохраняя тем самым молодь промысловых рыб, без негативного воздействия на донные биоценозы (см. рис.1 и рис. 2 — выгрузки рыбопродукции с тральщика и ярусника; размерный состав черного палтуса из траловых и ярусных уловов).
По предварительной оценке ученых, разряженные скопления донных рыб старших возрастных групп, которые доступны для эффективного облова судами ярусного лова, могут дать только в российской 200-мильной зоне Баренцева моря дополнительный вылов в объеме не менее 50-60 тыс. тонн в год. Расчеты показывают, что в результате планомерной замены рыбопромысловыми компаниями Северо-Запада РФ своих морально и физически устаревших судов, разумном сочетания тралового и ярусного лова, и реального (обоснованного результатами ресурсных исследований) определения ОДУ, дополнительный вылов донных рыб только для отечественного флота в Баренцевом море составит не менее 150 тысяч тонн.
Напомню, что современных судов ярусного лова («лонглайнеров») в России практически нет. В Норвегии на долю активных орудий лова — таких как донный трал, приходится 35% объемов добычи, а остальная часть улова добывается пассивными орудиями лова — ярусами, ставными сетями, снюрреводами и электронными удочками. Перед рыбохозяйственным комплексом России высшее руководство страны поставило задачу: «Ускоренного обновления рыбопромыслового флота, оснащения рыбодобывающих предприятий современными высокоэффективными промысловыми судами, построенными в России, на основе применения современных энерго — и ресурсосберегающих технологий вылова, с целью рационального использования запасов ВБР, значительного увеличения объемов вылова, при условии сохранения нормального функционирования экосистемы и высокой биопродуктивности водоема. Учитывая состояние и происходящие изменения запасов донных рыб, сотрудниками ПИНРО, ВНИРО, ММБИ РАН, ООО «Персей» неоднократно обосновывалась необходимость обновления отечественного промыслового флота и наличия недоиспользуемых ресурсов для развития ярусного лова в целях оптимизации вылова и рационального освоения сырьевых ресурсов Баренцева моря и прежде всего в 200-миьной ИЭЗ России. Перспективность крючкового ярусного лова подтверждается материалами всех выполняемых исследований. По сравнению с траловыми орудиями лова ярусный лов имеет следующие преимущества:
— отсутствует негативное влияние на донные биоценозы, на бентосную кормовую базу промысловых рыб;
— селективные свойства ярусных орудий могут изменяться в зависимости от размера применяемых крючков, что позволяет настраивать яруса на размерный и видовой состав уловов, и не допускать превышение допустимых норм прилова молоди;
— специализированные суда ярусного лова могут работать при любых погодных условиях, в районных с тяжелыми грунтовыми условиями и отличаются высокой экономической эффективностью: по расходам топлива, стоимости промвооружения, трудозатратам на единицу готовой продукции, себестоимости выработанной рыбопродукции (Рис.3. Потребление топлива при различных видах лова)
— рыбопродукция, получаемая на судах ярусного лова, отличается высоким качеством и более высокой стоимостью;
— стоимость строительства судов ярусного лова в два раза ниже, чем аналогичных судов тралового лова.
В последние годы за счет освоения опыта норвежских рыбаков, ярусных лов получает все большее признание среди рыбаков Северного бассейна. Особенно отличается работа на норвежских специализированных судах с «манпулом». Высокая эффективность ярусного промысла в Норвегии достигается путем постоянного совершенствования и обновления ярусного флота, высокой автоматизации процессов лова, оптимизации конструкции орудий лова и обработки рыбопродукции, качественной подготовки рыбаков.
С целью решения перечисленных выше задач судостроительный завод ОАО «Пелла» и рыбопромысловая компания ООО «Персей» создали и зарегистрировали предприятие ООО «Персей-Пелла» для:
— осуществления (по современному класс-проекту одной из лучших европейских фирм) строительства на заводе «Пелла» высокоэффективных судов ярусного лова. Первое судно —«Константин Константинов» уже строится;
— организации, с привлечением опытного персонала ООО «Персей», специалистов Гипрорыбфлота, ученых из институтов ММБИ РАН и ПИНРО, комплексных испытаний новых судов ярусного лова, и проведения ресурсных исследований для оценки недоиспользуемой сырьевой базы, определения дополнительного вылова и оценки эффективности добычи донных рыб — по утвержденной Росрыболовством Программе;
— создания условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса на Северном бассейне, по планомерному увеличению ОДУ на основе более рационального и экономически эффективного освоения биоресурсов.
Непосредственная научная работа на борту в период эксплуатации новых судов специалистов Гипрорыбфлота, ООО «Персей», ученых ММБИ РАН и ПИНРО позволит подтвердить ожидаемую эффективность работы новых судов-ярусников и дать научное обоснование СРНК (Смешанная российско-норвежская комиссия), Росрыболовству увеличить объемы допустимого улова (ОДУ) донных рыб и долю отечественного вылова в Баренцевом море не менее, чем на 100-150 тыс. тонн в год. Поэтому расчетная программа выпуска новых средних морских судов ярусного лова для обновления флота промысловых компаний регионов СЗФО РФ составит на период до 2020 г. не менее 30 единиц.
Реализация проекта имеет важное социально-экономическое значение для развития отечественного судостроения, обновления судов промыслового флота России, для обеспечения экологической безопасности промысла донных пород рыб в Баренцевом море, для сохранения и рационального использования сырьевой базы водных биоресурсов.
При строительстве в России рыбопромысловых судов под национальный флаг рекомендуется применение следующих мер государственной поддержки (в соответствии с мировой практикой):
— кредиты национального Банка развития (или других российских инвестиционных банков): ссуда в размере не менее 70% контрактной цены, погашение — до 10 лет, процентная ставка по кредитам для будущего судовладельца — не более 6-8 % годовых за счет субсидирования из бюджета двух третей процентных ставок по кредитам российских банков,
— субсидирование части стоимости бункерного топлива, необходимое для обеспечения окупаемости новых российских рыбопромысловых судов, построенных в России и работающих в Северной Атлантике в рамках международных соглашений Российской Федерации,
— стимулирование добровольной сдачи устаревших рыбопромысловых судов на слом с одновременным строительством новых судов на верфях России — путем зачета не менее 10 — 15 % от стоимости нового судна (из Фонда утилизации устаревших морских рыбопромысловых судов, создаваемого специальным решением Правительства).
— полное освобождение от налоговых сборов (НДС) и таможенных пошлин при ввозе судового комплектующего оборудования и ЗИПа на новые строящиеся в России рыбопромысловые суда.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
1.Провести комплекс работ, направленных на осуществление исследований эффектив-ности добычи донных рыб Баренцева моря с применением ресурсосберегающих технологий, на более рациональное использование водных биологических ресурсов Баренцева моря, на осуществление согласованной с рыбопромысловыми компаниями «Программы планомерного обновления судов рыбопромыслового флота Северного бассейна современными ресурсосберегающими высокотехнологичными судами».
2. При выполнении Программы обновления флота содействовать:
2.1.планомерной замене рыбопромысловыми компаниями своих морально и физически устаревших судов. При этом:
— сохранить доли квот, закрепленных за этими компаниями до 2018 г.;
— предусмотреть выделение отдельной строкой дополнительных квот для компаний, строящих на отечественных верфях и не имеющих своих квот, достаточных для обеспечения эффективной эксплуатации этих судов;
2.2. применению мер государственной поддержки, стимулирующих обновление рыбопромыслового флота, в том числе:
— привлечение кредитов российских инвестиционных банков в размере не менее 50% контрактной цены строительства нового судна в России со сроком погашения — до 10 лет, процентная ставка по кредитам для судовладельца — не более 6-7 % годовых за счет субсидирования из бюджета двух третей процентных ставок,
— стимулирование списания устаревших рыбопромысловых судов на слом с одновременным строительством новых судов на верфях России — путем зачета не менее 10 — 15 % от стоимости нового судна из Фонда утилизации устаревших морских рыбопромысловых судов, создаваемого специальным решением Правительства,
— применение в случае необходимости субсидирования части стоимости бункерного топлива — для обеспечения расчетных сроков окупаемости новых российских рыбопромысловых судов, построенных в России и работающих в Мировом океане в рамках международных соглашений Российской Федерации.
А.К. Чумаков, к.б.н,
Генеральный директор ООО «Персей»,
г. Мурманск
А.К. Чумаков
Здесь Вы можете оставить свое мнение о новости, если же хотите продать, купить или предложить свои услуги оставьте сообщение на нашей Доске объявлений.
С помощью этой формы вы можете оставить комментарий к объявлению. Ваше мнение будет доступно для всех посетителей.