Коллегия Минсельхоза рассмотрела рыбные вопросы
3 июня Коллегия Министерства сельского хозяйства рассмотрела основные вопросы развития рыбохозяйственного комплекса. В течение двух часов под председательством Министра сельского хозяйства Николая Фёдорова были заслушаны основные доклады, состоялось их обсуждение. Об основных показателях рыбохозяйственного комплекса в минувшем году и приоритетных задачах текущего года рассказал в своём докладе Заместитель министра сельского хозяйства РФ — руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин подробно остановился на основных направлениях законодательной работы в сфере рыбного хозяйства. В ходе заседания участники обсудили комплексные меры по стимулированию производства и развитию переработки продукции из водных биоресурсов и объектов аквакультуры.
По данным статистики производственные показатели работы предприятий отрасли свидетельствуют о продолжающемся развитии рыбохозяйственного комплекса. В 2013 году вылов водных биоресурсов вырос до 4,3 млн. тонн на 0,3 % по сравнению с прошлым годом. Объем добычи (вылова) водных биоресурсов по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи Росрыболовства по состоянию на 29 мая 2014 года составил 1825 тыс. тонн. Показатель соответствует уровню прошлого года.
В 2013 г. произведено готовой рыбопродукции, включая консервы, почти 3,7 млн. тонн, что на 1,5 % больше уровня предыдущего года. Доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке составила 78,2% в 2013 г., но не достигла порогового значения в 80%, определенного Доктриной продовольственной безопасности. Среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов (с учетом обследования домашних хозяйств) по предварительным данным достигло 22,0 кг.
В поручениях Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21 мая 2014 г. заданы чёткие направления, цели и сроки. Так, к основным задачам государственного регулирования в сфере рыбохозяйственного комплекса отнесено:
— повышение доли отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке и стимулирование производства пищевой рыбной продукции с высокой степенью переработки;
— увеличение объемов производства продукции аквакультуры;
— развитие портовой и логистической инфраструктуры;
— снятие излишних административных барьеров в рыбном хозяйстве;
— расширение российского рыболовного присутствия в районах Мирового океана.
По итогам заседания Коллегии в ближайшей перспективе планируется:
— разработать ФЦП «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственого комплекса в
— проводить работу в рамках применяемых мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, оперативному реагированию и применению мер защиты внутреннего рынка в отношении продукции из водных биоресурсов и объектов аквакультуры в рамках ЕЭК и ВТО;
— подготовка и принятие нормативных правовых актов по реализации Федерального закона от 2 июля 2013 г. №
— проведение мероприятий по устранению и облегчению административных барьеров при производстве и переработке продукции из водных биоресурсов и объектов аквакультуры, мероприятий экономического стимулирования (государственной поддержки) производства продукции из водных биоресурсов и объектов аквакультуры, принятия мер стимулирования внутреннего потребительского спроса на продукцию из российских водных биоресурсов и объектов аквакультуры.
Россельхознадзору поручено подготовить и представить информацию о ходе исполнения международных соглашений по допуску продукции иностранных производителей водных биоресурсов на российский рынок, в части исполнения обязательств иностранных партнеров.
На заседание Коллегии были приглашены руководители крупнейших рыбохозяйственных объединений. Президент ВАРПЭ Александр Фомин в своём выступлении подробно остановился на проблеме насыщения внутреннего рынка отечественной рыбопродукцией: «Для отечественных рыбаков очень важно, чтобы раскручивался спрос на внутреннем рынке. Борьба за внешние рынки — это хорошо, но на внутреннем рынке мы начинаем терять позиции и ежегодное увеличение объёма импорта об этом свидетельствует. Поэтому, те меры, которые Минсельхоз разрабатывает по этому направлению, для нас важны, и мы участвуем в их подготовке».
В числе таких мер Александр Фомин отметил увеличение потребительского спроса на рыбную продукцию из отечественного сырья: «Без участия государства в этом вопросе нам не обойтись. Нужна реклама здорового образа жизни в рамках социальной рекламы, средств региональных бюджетов на популяризацию рыбной продукции среди населения, формирование менталитета грамотного и ответственного покупателя. Ведь дикая экологически чистая рыба, которую мы сегодня добываем — это наше конкурентное преимущество. Не так много в мире осталось экологически чистых продуктов питания».
Ещё один акцент Александр Фомин сделал на повышении доступности рыбной продукции для населения: «С одной стороны во всём мире рыба — не дешёвая, но с другой стороны мы имеем явный дисбаланс. Если в других странах цена рыбы у первичного производителя составляет 50% от конечной стоимости, то у нас 30%. Т.е. у рыбака, к примеру, в лососёвую путину рыба стоит
В числе прочих мер, Александр Фомин назвал формирование госзаказа на закупку рыбопродукции для государственных нужд. По его словам, такая потребность составляет порядка 450 тыс. тонн филе, это почти 1,5 млн. т вылова, т.е. практически 1/3 российского вылова должна поступать в госучреждения.
Также, нужны действенные меры по ограничению импорта. «Согласно Доктрине продовольственной безопасности, импорт не должен превышать 20%. Т.е. должно быть такое соотношение: из 3 млн. 120 тыс. т. — 2,5 млн. отечественной продукции, а 620 тыс. т. импортной. А сегодня мы имеем из 3 млн. 120 тыс. т. порядка 1 млн. импорта, что значительно больше. Поэтому, надо думать, как эту диспропорцию убирать», — отметил Александр Фомин.
По мнению ВАРПЭ, в вопросах поставок продукции в центральные регионы страны тоже должны быть найдены и задействованы элементы госрегулирования, показатели защиты национальных интересов. Также, при участии Ассоциации прорабатываются возможности использования северного морского пути для доставки продукции.