Георгий Карлов: Баланс интересов государства и рыбаков — в производстве конкурентоспособной продукции
/ 20 ФЕВРАЛЯ
Острейший вопрос для нас дальневосточников и для всей страны — это прибрежка. На кону стоит сохранение отечественного прибрежного промысла как вида рыболовства. За два года появилось 5 законопроектов, направленных на расширение разрешённых видов производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота. В поддержку срочного решения проблемы выступили все губернаторы прибрежных регионов, соответствующие поручения даны Президентом, Правительством, а воз и ныне там.
В прибрежном рыболовстве Дальнего Востока сегодня добывается более 30 видов водных биологических ресурсов — рыбы, моллюски, ракообразные, водоросли, морские животные. 6 из них в ряде случаев необходимо разделывать и перерабатывать на борту судна — это минтай, треска, кальмары, гребешок, трубач и крабы, что по объёму вылова составляет более 300 тысяч тонн. Логичнее было бы отдать решение о переработке и обработке уловов, о технологии и экономике промысла самим рыбакам. Пусть рынок решает — где и, каким образом сегодня выгоднее перерабатывать, обрабатывать и доставлять продукцию.
Безусловно, строить перерабатывающие заводы нужно, только на это требуется время и существенные затраты. Если считать экономику — специфика прибрежного лова такова, что чем быстрее обработана свежая рыба, тем качественнее и конкурентоспособнее продукция из неё. Отсюда вытекает логистика, транспортировка, хранение и реализация. Пусть предприниматель решает, как ему в итоге выгоднее с экономической точи зрения организовать производственный процесс, учитывая вид рыбы, степень удалённости порта, перерабатывающего комбината. Это уж совсем не функция госорганов, а право предпринимателей, которые думают, прежде всего, об экономике промысла, развитии своей компании и флота.
Государство же должно эффективно отслеживать и контролировать поступление доходов в бюджет от этих предприятий и быть заинтересовано в их развитии, а не закрытии. Останавливая промысел, неся огромные убытки от простоя судов и социальных последствий, строить перерабатывающие комплексы рыбакам и регионам будет не на что. Запрещая переработку на прибрежных судах под якобы благородным девизом «везите на берег — развивайте территории» мы губим эти территории. Если силком заставить производить на берегу то, что выгоднее делать на судах, то продукция будет неконкурентоспособной, а значит никому не нужной!
Скажу несколько слов о проекте новой Госпрограммы развития рыбохозяйственного комплекса. Цифры не сбалансированы. Почему всё строится на идее увеличения вылова? Не лучше ли поставить во главу угла качество продукции, её доступность для населения? Ведь в условиях рынка спрос формирует предложение. За последний год наблюдается резкое снижение потребительского спроса на рыбу. На Дальнем Востоке мы наблюдаем затоваривание лосося, кеты, рыба не продаётся, накапливается на складах. За счёт чего будет тогда осуществляться импортозамещение, если наша отечественная продукция порой не востребована даже на внутреннем рынке? Ситуацию, прежде всего, нужно рассматривать с учётом потребностей рынка, а не объёма вылова. Ведь главный вопрос сегодня — сможет ли отечественный рыбохозяйственный комплекс конкурировать в условиях ВТО после 2018-го года, когда адаптационный период останется в прошлом? Баланс интересов государства и рыбаков — в производстве конкурентоспособной продукции.
Анна Горнова
Здесь Вы можете оставить свое мнение о новости, если же хотите продать, купить или предложить свои услуги оставьте сообщение на нашей Доске объявлений.