Государству необходимо в корне менять подход к рыбной отрасли
/ 12 апреля
Статью хотелось бы начать со слов профессора Г.К. Войтоловского: «Проблемы защиты и реализации национальных интересов в Мировом Океане, их составляющих, особенно социально-экономического, политического и военно-стратегического значения, являются объектом пристального внимания со стороны высших органов власти ведущих и интенсивно развивающихся морских держав» [5].
За годы рыночных реформ ведомство, ответственное за рыбную отрасль, пожалуй, как ни одно из других отраслевых ведомств постоянно подвергалось реорганизации: оно семь раз меняло свой организационно-правовой статус в структуре органов высшей исполнительной власти страны, при этом за последние десять лет в нем сменилось одиннадцать руководителей. Но в результате всех этих преобразований последних 20 лет, по мнению ряда экспертов, так и не удалось создать четкую, гармонизированную систему государственного управления рыбохозяйственной деятельностью в стране.
Запас прочности, который был заложен в рыбную отрасль еще в советские времена, позволяет ей и сегодня находиться на плаву. Но насколько запаса плавучести ей еще хватит?
Почему получилось так, что отрасль — «кормилица» страны, производящая пищевую продукцию, не смогла вписаться в рынок, без таких тяжелых потерь и издержек? Произошло в принципе все то же, что и с сельским хозяйством страны. Ускоренная приватизация, акционирование государственной собственности и либерализация цен в начале 90-х гг. прошлого века привели к тому, что в рыбной промышленности России рост цен на потребляемые материально-технические ресурсы опередил рост цен на конечную продукцию. Сильная зависимость цены на рыбопродукцию от уровня инфляции в потребительской сфере и платежеспособности населения особенно резко повлияло на конкурентоспособность конечного продукта отрасли и его потребление. Все это вместе с несовершенной налоговой, таможенной, кредитной политикой и прекращением государственной поддержки рыбного хозяйства привели к тому, что уже к середине 90-х годов ХХ века по сравнению с серединой 80-х годов уловы в целом по России упали на 55 %, производство пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократилось на 42,0 %.
С прекращением государственной поддержки отрасли промысловые суда новыми судовладельцами стали выводиться из ранее освоенных традиционных, но удаленных районов промысла в Мировом океане. Как следствие, значительная часть промыслового, транспортно-рефрижераторного и вспомогательного флота или пошло на «иголки», или было распродано за бесценок иностранным компаниям. Оставшийся флот сегодня имеет 60-80 % физического и морального износа. Отечественные промысловые суда уступают иностранным по техническим, технологическим и промысловым возможностям, экономическим показателям. Стремительно продолжается процесс выбытия судов из эксплуатации вследствие их физического и морального старения.
С уходом отечественных рыбодобывающих компаний из Мирового океана произошло сокращение в целом ресурсной базы рыбной отрасли. В настоящее время, по оценке Гипрорыбфлота, объемы водных биологических ресурсов (ВБР) Мирового океана, освоение которых отечественным флотом может осуществляться эффективно, не превышает 5,5-6 млн. т. Производственные же мощности добывающего флота в настоящее время оцениваются на уровне 4 млн. тонн [6].
Пришла пора российскому рыбаку вернуться в Мировой океан
Основой рыбной отрасли в нашей стране, ее сырьевым базисом, как и в прошлые десятилетия, в обозримом будущем останется океаническое рыболовство. Аквакультура же, при самом оптимистичном развитии событий, сможет стать сырьевой составляющей для отрасли лишь через несколько десятилетий (подробно тема развития аквакультуры в стране была рассмотрена автором в прошлом номере журнала «РиМ» [4]). А одним спортивным и любительским рыболовством все население страны накормить невозможно.
Пожалуй, ключевым оценочным показателем состояния национального рыболовства является общенациональный вылов ВБР. Но в данном вопросе во всем мире статистика вещь достаточно лукавая. Порой трудно определить точную цифру вылова. Так, по различным оценкам общий уровень уловов на момент развала СССР (1989-1991) находился на уровне 10-11 млн. тонн (из них 7,8-8 млн. приходилось на океаническое рыболовство), затем начался спад и лишь в последние годы произошла стабилизация уловов на уровне 4 млн. тонн. Кто-то скажет, что не корректно сравнивать данные вылова в СССР и нынешней России. В какой-то мере это и так, во времена Советского Союза население страны составляло 250 млн. человек, в настоящее время в России чуть более 140 млн. человек. Но не надо забывать, что практически все рыбохозяйственные бассейны, практически в полном своем составе, а также базы океанического экспедиционного флота остались в России.
Приходится констатировать, что с начала 90-х годов ХХ века в отечественном рыболовстве произошли не только количественные, но и качественные изменения, и в не лучшую сторону: кардинально поменялось распределение уловов. Взять хотя бы такой показатель, как соотношение общего вылова и уловов за пределами национальной исключительной экономической зоны (ИЭЗ).
Таблица 1. Соотношение общего национального вылова с выловом за пределами ИЭЗ РФ
Показатель |
1990 |
2005 |
2011 |
Общий вылов, млн. т. |
10 |
3,5 |
4,2 |
Вылов за пределами ИЭЗ, млн.т. |
4,8 |
1,0 |
0,5 |
% соотношение |
48 |
28 |
12 |
За этими цифрами стоят все изменения, произошедшие в стране и в рыбной отрасли за последние 20 лет: практическое прекращение экспедиционного промысла, вывод флота из удаленных районов Мирового океана в ИЭЗ России, что привело к значительному увеличению промыслового пресса на ВБР. Сегодня почти 90 % уловов приходится на национальную ИЭЗ.
Все это происходит на фоне сокращения ВБР в пределах своей ИЭЗ в связи с систематическим переловом рыбы, ракообразных и моллюсков. Причем опережающими темпами сокращается биомасса наиболее ценных промысловых видов. В последние четыре года объемы общедопустимого улова (ОДУ) сократились с 3,7 млн. тонн до 3,1 млн. тонн, или на 16%, в том числе по сельди — на 17,5% и треске — на 13,5% [1]. На общее сокращение ОДУ еще накладывается ННН-промысел и выбросы ВБР.
Из таб.1 видно, что сегодня идти в Мировой океан на «рыбалку» кто-то не хочет, а большинство не может. Проще и дешевле прижаться к родному берегу. За свой счет заниматься океаническим экспедиционным рыболовством новым хозяевам стало просто невыгодно.
Почему во времена СССР отечественный флот бороздил все моря и океаны? Потому что за ним стояло государство, а сейчас частная компания, как правило, с одним — максимум с десятком судов. Если на весь Советский Союз было 63 добывающих объединения, то сегодня в России около 1700 добывающих организаций.
В последнее десятилетие российский промысел в конвекционных и открытых районах Мирового океана с каждым годом все уменьшается. По мнению ряда экспертов, к основным причинам его сокращения можно отнести слабую поддержку строительства нового рыбопромыслового флота, отсутствие субсидирования отдаленного экспедиционного промысла, неадекватное участие России в деятельности международных рыболовных организаций. Год за годом отечественная рыбная отрасль теряет районы промысла в Мировом океане, открытые и освоенные учеными и промысловиками страны еще в середине прошлого века. Сегодня ведущие рыболовные державы мира осваивают и распределяют между собой океанический ресурс, на котором могли бы успешно работать российские рыбаки.
Уже в конце XX века человечество вступило в эпоху жесткой конкуренции за ресурсы Мирового океана, в последние годы по существу происходит демонтаж созданной в 70-е годы прошлого столетия системы многостороннего международного сотрудничества в области рыболовства. Очевидно, что борьба за водные биоресурсы в ближайшие десятилетия обострится еще сильнее. В настоящее время происходит произвольное расширение национальных зон рыболовства, мотивирующиеся необходимостью защиты популяций морских видов рыб. Международное рыбацкое сообщество остро ставит вопрос о переходе на квотирование вылова водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана. Усиливается роль международных рыболовных организаций, поскольку они могут осуществлять руководство в сохранении и управлении водными биоресурсами, находящимися под национальной юрисдикцией, систематизацию национальных правил рыболовства, разработку рекомендаций по мерам регулирования единых или связанных друг с другом запасов конвенционных районов.
В кратко-, средне- и долгосрочной перспективе сырьевой фактор, как и в настоящее время, будет являться основополагающим в развитии рыбной промышленности, оказывать решающее воздействие на формирование экономической, научно-технической и социальной политики [6].
Сколько стоит возрождение океанического рыболовства?
Морская деятельность в настоящее время остается одной из наиболее недофинансированных сфер российской экономики. Все составляющие этой отечественной деятельности не рассматриваются в финансово-экономическом блоке власти как направление приоритетного государственного финансирования.
Из интервью профессора Г.К. Войтоловского журналу «Рыбное хозяйство» № 4 2009: Не секрет, что во времена «застоя» средства на развитие рыбодобывающего флота, дотации на покрытие разницы между фактическими затратами на добычу, переработку, транспортировку и реализацию рыбопродукции по установленным на нее государством розничным ценам выделялись по потребности. По различным оценкам сумма доходила до 3-5 млрд. советских рублей ежегодно [3]. Как пересчитать эти финансовые средства на современные российские рубли? Можно предложить два способа пересчета данной суммы на современный уровень цен. Первый — через среднегодовой официальный курс доллара США и второй — через среднюю заработную плату. Первый способ: в 1986 году доллар США по среднегодовому официальному курсу стоил 0,76 руб., т.е. сумма ежегодных дотаций в рыбную отрасль составляла 4-6,6 млрд. долл. или по современному курсу около 120-200 млрд. руб. Кто-то скажет мало, но ведь и покупательная способность рубля в те времена значительно отличалась от официальной.
Второй способ: в 1986 году средняя заработная плата по стране была 179 руб. Если пропорционально сумму советских дотаций в рыбную отрасль перевести, через среднею зарплату по стране в наше время (в квартале 2011г. она составила 21353,9 руб.), то получается, что ежегодные дотации составляли около 360-600 млрд. руб. Скорее всего, истина где-то посередине.
Для сравнения, согласно ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 — 2013 годах» (ФЦП) прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 61831,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 32439,3 млн. рублей (52,46%); остальное приходится на средства бюджетов субъектов Российской Федерации — 0,55% и внебюджетные источники организаций рыбохозяйственного комплекса, банковских кредитов и др. — 29051,8 млн. рублей (46,98 %).
Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2011 года был сокращен срок действия ФЦП до 2012 года включительно, к тому же почти в 2,5 раза секвестирован объем ее финансирования.
Кому и на какие цели государству давать деньги?
Сегодня не потеряла своей актуальности мысль, высказанная еще десять лет назад в своей статье В.Ф. Карельским, Р.В. Гавриловым и Е.А. Романовым: «Рыбохозяйственная наука в многочисленных публикациях лаконично констатирует: для отечественных рыбаков XXI век начался с кризисных последствий предыдущих десятилетий преобразований общественно-экономического строя России. В развернутом виде формулировка звучит так: рыбное хозяйство России отправило социализм в историю, до развитого капитализма еще далеко, частная собственность стала «священной», но еще не эффективной; уловы падают, пищевая продукция снижается, самым «юным» кораблям перевалило за 25 лет, среди рыбаков более 60 тыс. безработных, таким образом, наше рыбное хозяйство находится «на изматывающей стадии, но все же с признаками выживания» [2].
Согласно официальным отраслевым СМИ, рыбохозяйственный комплекс страны в настоящее время на подъеме, а неофициальным — скорее с признаками выживания. Если посмотреть на состояние рыбопромыслового и научного флота и темпы его обновления, то видно, что перспективы вовсе не радужные. Флота, который смог бы отстаивать интересы России в Мировом океане, скоро вообще не будет.
На прошедшем в феврале с.г. III Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства много говорили о модернизации рыбной отрасли. Хотя, по мнению многих выступающих, российский рыбохозяйственный комплекс только вступает в стадию индустриализации. С ними во многом нельзя не согласиться, приходится констатировать, что в настоящее время нет современной отечественной высокотехнологичной индустрии добычи, выращивания, переработки, доставки, хранения, а во многих регионах и реализации рыбы и морепродуктов. За двадцать лет мы значительно отстали в мировом рыболовстве: скатившись со 2-го места во вторую десятку стран.
С чем сегодня идти в Мировой океан? Промысловая разведка уничтожена, транспортно-рефрижераторного флота нет, научные учреждения из-за хронического недофинансирования не в состоянии в полной мере вести научные исследования в Мировом океане, нести российский флаг, стимулирующее к дальним походам законодательство отсутствует. Про ФЦП «Мировой океан» забыли, «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным в июле 2001 года, по которой предусматривалось расширение масштабов исследований и возобновления промысла ВБР за пределами 200-мильной ИЭЗ России так и не получила своего должного развития в деле освоения и сохранения ресурсов Мирового океана.
Начиная со времени ликвидации Министерства рыбного хозяйства СССР, в глазах общественности рыбная отрасль из «кормилицы» страны превратилась чуть ли не в самую коррумпированную и криминогенную в российском государстве. У многих россиян сложилось стойкое мнение, что все рыбаки, в той или иной мере, нарушители закона. Хотя подавляющее большинство рыбаков — законопослушные граждане своей страны и от их работы во многом зависит ее Продовольственная безопасность. Такое отношение к отечественным рыбакам внутри страны так же негативно проецируется на них и за рубежом. Отношение к российским рыбодобывающим компаниям зачастую настороженное, некоторые страны создают искусственные барьеры для их работы в своих национальных водах и конвенционных районах Мирового океана. Что явно выгодно нашим конкурентам за ВБР в мире.
Сегодня надо в корне менять подход к рыбной отрасли на государственном уровне. Вновь переизбранной высшей государственной власти необходимо в ближайшие 2-3 года решить наиглавнейший вопрос — возрождение отечественного океанического рыболовства. Для этого, в первую очередь, за счет целевого государственного финансирования восстановить государственные бассейновые рыбопромысловые разведки, создать государственный транспортно-рефрижераторный флот, возобновить в полном объеме научные исследования в Мировом океане. На этой основе можно будет создать государственные базы экспедиционного океанического рыболовства, они позволят России вернуться в промысловые районы Мирового океана, которые мы сегодня уже практически потеряли, а также в перспективные, еще в достаточной мере не освоенные. Государственные базы помогут вернуться в Мировой океан и частным российским рыбодобывающим компаниям. Тем самым сохранить для будущих поколений россиян океанический ресурс.
Не сделав этого сегодня, в ближайшее десятилетие Россия может окончательно утратить статус мировой рыболовной державы.
Освоение биоресурсов Мирового океана является стратегически важным и экономически перспективным направлением развития российского рыбопромышленного комплекса. Сегодня, как никогда, необходимо обеспечить закрепление и расширение присутствия отечественного экспедиционного рыбодобывающего флота в Мировом океане. Возрождение океанического рыболовства должно быть обеспеченно на государственном уровне, поскольку продовольственная безопасность страны является государственной прерогативой, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности страны.
Список литературы
- Бородин В.Ю. Морская доктрина не получила развития// Новости Пионерского — 2011 — № 43
- Карельский В.Ф., Гаврилов Р.В., Романов Е.А. Проблемы становления рыночных отношений в российском рыбном хозяйстве// Вопросы рыболовства. — 2003.- Том 4 № 1(13) — С. 7-34
- Макоедов А.Н. Основные тенденции развития аквакультуры// Вопросы рыболовства. — 2006.- Том 7 № 3(27) — С. 366-384
- Ульянов А.Г. Три шага к развитию аквакультуры в России//Рыба и морепродукты — 2011.- № 4 (56) — С. 22-26
- Филиппова С.Г. Войтоловский Г.К.: «Состояние и развитие морской деятельности России»// Рыбное хозяйство. — 2008. — № 4 — С. 40-45
- Шпаченков Ю.А., Силкин А.Н., Гоголина Л.В. Долгосрочные конкурентные преимущества рыбной промышленности и хозяйства России: сущность, направления формирования и развития, роль государства// Рыбное хозяйство. — 2011. — № 3 — С. 20-23
Андрей Ульянов
Журнал «Рыба и морепродукты» № 1 2012 г.
Здесь Вы можете оставить свое мнение о новости, если же хотите продать, купить или предложить свои услуги оставьте сообщение на нашей Доске объявлений.
С помощью этой формы вы можете оставить комментарий к объявлению. Ваше мнение будет доступно для всех посетителей.