Журнал «Рыба и морепродукты» — всё о рыбной промышленности России

Поиск по сайту

Журнал

Новости

Каталог

Доска объявлений

Выставки

Реклама

Подписка

Контакты

Разместить здесь баннер!





История развития рыбной отрасли России — тенденции и прогноз...

/ 31 марта 2008


Российская рыбная отрасль на протяжении всего периода после распада СССР являлась бездотационной, при этом обеспечивая значительные финансовые поступления в бюджетную систему Российской Федерации. Начиная с 90-ых годов XX в. проводимая государством политика в отношении рыбной отрасли России в конечном итоге не способствовала наращиванию инвестиционного потенциала, обеспечению конкурентоспособности отрасли. Отсутствие у организаций рыбного комплекса достаточного объема собственных средств на финансирование текущей и перспективной деятельности, доступных кредитных ресурсов, а также в целом ‑ необходимой государственной поддержки не позволило большинству компаний осуществить масштабную модернизацию добывающей, перерабатывающей и логистической инфраструктуры, перехода на новые инновационные технологии и стандарты, обеспечивающие конкурентные преимущества по сравнению с зарубежными компаниями рыбной отрасли.


В результате такой социально-политической и экономической политики, российский вылов водных биоресурсов к 2007 году по сравнению с 1991 годом сократился в 2,2 раза, продукция аквакультуры в 3,5 раза, производство пищевой рыбной продукции — в 1,2 раза, что привело к тому, что среднедушевое потребление рыбных продуктов в России упало по сравнению с 80-ми годами прошлого века почти в 2 раза с 23,7 кг до 12,6 кг.


Таким образом, в рыбной отрасли накопилось много проблем: наряду с отсутствием целостной нормативно-правовой базы, браконьерством, моральной и физической изношенностью материально-технической базы (рыболовецкий флот, порты, перерабатывающее оборудование, холодильные мощности и в целом прибрежная инфраструктура), сырьевым экспортом, реэкспортом, растущим импортом, ростом цен, утратой позиций рыболовецкого флота в Мировом океане, преобладающей доли иностранного капитала в рыболовецкой отрасли, бюрократической процедуры сдачи уловов в порту, низким развитием аквакультуры, отсутствием в достаточной мере квалифицированных кадров и научно-исследовательских разработок, в целом недостаточное потребление рыбопродукции и морепродуктов россиянами.


Разработанные в тот период проекты нормативных правовых актов по развитию рыбохозяйственного комплекса постоянно дорабатывались и проходили множественные согласования в более чем 16—20 инстанциях. В результате принятие многих документов неоправданно затянулось. Например, закон об обороте осетровых разрабатывается и согласовывается уже 5 лет, установить условие обязательной доставки уловов на таможенную территорию России удалось только в прошлом году после 8 лет согласований.


Тем не менее, в последнее время российская рыбная отрасль выходит из состояния стагнации. Внешний фон позитивен: увеличивается вылов, постепенно растет производство и потребление, качественно и количественно расширяется ассортимент и растет культура питания населения — переход к употреблению экологически чистой и переработанной рыбопродукции и морепродуктов.


За последние 5 лет государство обращает не только пристальное внимание к проблемам рыбной отрасли России, но и делает практические шаги по исправлению положения. В связи с этим стали происходить позитивные сдвиги и наметились положительные тенденции в развитии рыбной отрасли и в целом роста емкости рыбного рынка России.


Так, с 2004 года в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» введена плата за пользование водными биологическими ресурсами путем установления фиксированных ставок сборов за пользование объектов водных биологических ресурсов, в корне заменившую систему продажи части промышленных квот на вылов водных биоресурсов на аукционной основе в период 2001—2003 гг.


На основе постановления Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов» в течение 2003—2004 годов была создана прозрачная система распределения водных биологических ресурсов на долгосрочной основе. Принят Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Базовый Закон закрепил основные нормы, касающиеся квотирования водных биоресурсов, установил основные права и обязанности для пользователей этих биоресурсов и определил основополагающие и базовые полномочия органов государственной власти.


В конце 2007 года Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты России, которыми предусматривается:

— запрет на осуществление добычи водных биоресурсов иностранными лицами, а также российскими гражданами с судов, принадлежащих иностранным лицам;

— необходимость доставки водных биоресурсов, добытых при осуществлении промышленного рыболовства на таможенную территорию Российской Федерации;

— закрепление долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на десятилетний период;

— установление ставок сбора за каждый объект водных биоресурсов в размере 10% ставок сбора при реализации или переработке доставленных на территорию Российской Федерации водных биоресурсов;

— изменение порядка определения общих допустимых уловов и сокращение перечня видов, для которых устанавливаются общие допустимые уловы;

— введение оперативного регулирования за промыслом анадромных видов рыб.


Федеральным законом от 30 октября 2007 г. внесены изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающие возможность осуществления на территориях морских портов, речных портов переработки водных биоресурсов с льготным режимом налогообложения и экономическими преференциями.


В 2007 году в национальный проект «Развитие АПК» включены меры государственной поддержки развития аквакультуры за счет возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок от 5 до 8 лет.


Кроме того, государственными органами, институтами и отраслевыми ассоциациями разработаны и приняты законодательные акты, направленные на усиление ответственности за браконьерство. Так, Федеральным законом от 3 ноября 2006 г «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» значительно увеличены санкции за нарушение правил рыболовства.


Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены нормы, в соответствии с которыми безвозмездно изъятые или конфискованные особо ценные водные биоресурсы и продукты их переработки полностью подлежат уничтожению.


В соответствии с поручениями Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета России 31 августа 2007 года в Астрахани, федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти прорабатываются следующие вопросы:

— создания отраслевого головного центра системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов, обеспечивающего формирование соответствующей межведомственной информационной базы;

— разработки системы регулирования вылова водных биологических ресурсов, обеспечивающей сбалансированность объемов общих допустимых уловов и имеющихся промысловых мощностей;

— разработки комплекса мер, направленных на повышение эффективности работы отраслевых научно-исследовательских институтов;

— принятия мер по упорядочению розничной торговли продукцией из ценных видов водных биологических ресурсов;

— разработки нормативных правовых актов, предусматривающих сокращение сроков прохождения рыбопромысловыми судами пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и других видов контроля в портах Российской Федерации, а так же сокращения ведомств контроля и создания «одного окна»;

— разработки системы государственной поддержки строительства рыбопромыслового флота на российских судостроительных верфях;

— подготовки предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих ужесточение уголовной и административной ответственности за незаконный промысел водных биологических ресурсов;

— разработки проекта федерального закона «Об аквакультуре»;

— разработки и принятия федеральной целевой программы, направленной на развитие рыбохозяйственного комплекса, предусматривающей комплекс мер, обеспечивающих развитие и модернизацию рыболовецкого флота, стимулирование поставок водных биоресурсов и продукции из них на территорию России, а также наращивание производственных мощностей для переработки водных биоресурсов на территории Российской Федерации.


Стоит отметить, что в основу начального этапа формирования единой государственной политики в рыбной отрасли стало принятие Правительством РФ в 2003 г. Концепции развития рыбного хозяйства до 2020 года, в которой были определены цели, задачи и основные направления развития рыбной отрасли.


Итогом, реализации Концепции в период 2003—2005 г. г. и в ходе реализации первого этапа Концепции была:

· введена плата за пользование ресурсами по фиксированным ставкам сборов, пришедшая на смену системе продажи промышленных квот на вылов водных биоресурсов на аукционной основе в период 2001—2003 гг.;

· создана система распределения водных биоресурсов на долгосрочной основе по так называемому «историческому» принципу;

· разработан базовый закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».


Принятие данных нормативных правовых и законодательных актов создало «фундамент» и предопределила основные предпосылки развития рыбной отрасли. Вместе с тем, остался не реализованным целый ряд основных направлений, предусмотренных Концепцией, в частности:

‑ не созданы оптимальные условия для модернизации и переоснащения морально и физически изношенной материально-технической базы рыбной отрасли России;

‑ не созданы экономические и налоговые преференции рыбодобывающей и перерабатывающей промышленности;

‑ не созданы продуктивные условия для стимулирования продаж и развития конкуренции на внутреннем рыбном рынке;

‑ не созданы условия для возрождения дальнего экспедиционного промысла в открытой части Мирового океана, для разработки и реализации высокоэффективных проектов строительства рыбопромысловых судов;

‑ не в полной мере разработаны меры и созданы стимулы:

‑ по защите отечественной рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях подготовки к вступлению России в ВТО,

‑ борьбы с браконьерством,

‑ таможенного оформления уловов, полученных в ИЭЗ России и ныне направляемых на экспорт минуя таможенное оформление,

‑ дифференциации ставок за пользование биоресурсами,

‑ «одного окна» при выгрузке вылова в российском порту,

‑ сохранения запасов ценных промысловых рыб,

‑ обеспечения рыбной отрасли квалифицированными кадрами,

‑ таможенного регулирование импорта-экспорта (вкл. пошлины, надзор за безопасностью и качеством и т. п.),

‑ развития лизинга для промысловых рыбхозов, рыбоперерабатывающих предприятий,

‑ развития строительства и модернизация промыслового флота, прибрежных перерабатывающих предприятий, холодильных мощностей и портов.


Таким образом, в течение первого этапа реализации Концепции переломить кризисные явления, а также создать условия для динамичного развития рыбохозяйственного комплекса не удалось. Удельный вес рыбохозяйственного комплекса в общем объеме реализации промышленных товаров страны не превышает 1%, пищевой промышленности — 7,4%.


Данные выводы подтверждены результатами проведенного аудита в 2007 году Счетной палатой РФ по надлежащему выполнению Концепции развития рыбного хозяйства до 2020 года.


В первую очередь — моральная и физическая изношенность рыболовецкого флота. Анализ тенденций изменения количественного, типового и возрастного состава судов рыбопромыслового флота за 1992—2007 гг. говорит о том, что ситуация усугубляется нерегулируемым, хаотичным пополнением флота в основном за счет приобретения и постановки на промысел бывших в употреблении иностранных судов. Долгие годы в нашей стране квоты на вылов рыбы давались только на 5 лет. В этих условиях бизнес не был готов вкладывать деньги в модернизацию и строительство судов. При нынешних ценах малый корабль стоит 500—600 тысяч долларов, средний около 4—5 миллионов, а крупнотоннажное судно свыше 10—15 миллионов долларов. Окупаемость корабля при нынешней конъюнктуре от 5‑7 лет. Таким образом, никто не хотел инвестировать в рыболовецкую отрасль.


Так, за период 2003—2007 годы на флот поступило всего 357 судов, это в основном иностранные суда бывшие в эксплуатации, срок службы у 50% которых превышает 15 и более лет. Новой постройки — 26 судов, из них 18 судов — это маломерные суда. При этом списано 842 судна. Отечественный рыбопромысловый флот практически прекратил промысел биоресурсов во многих открытых и освоенных ранее районах, где в предыдущие годы добывалось до 5 млн. тонн биоресурсов, и в ближайшей перспективе рискует потерять их навсегда. Таким образом, российский рыболовецкий флот сдавал свои позиции в открытых водах Мирового океана, в связи с этим происходило постепенное вытеснение российского флота за счет добывающего флота иностранных государств.


Наряду с кризисом в рыболовецком направлении, пострадал и рыбоперерабатывающий комплекс. Так, в настоящее время рыбохозяйственный комплекс России представлен более чем 1700 основными предприятиями, из которых свыше 500 ‑ крупные рыбоперерабатывающие заводы (по данным МСХ РФ). В сравнении с 2001 г., когда в рыбохозяйственной отрасли было 3 169 предприятий, в т. ч. в промышленности ‑ 2 530 предприятий, произошло значительное сокращение предприятий рыбохозяйственного комплекса более чем в 1,9 раза, а в промышленности ‑ более чем в 5 раз.


Основным объективным фактором сокращения количества рыбоперерабатывающих предприятий и соответственно выпуска товарной пищевой продукции в России ‑ послужило, наряду с сокращением вылова и других социально-экономических и политических причин, изношенность материально-технической базы, основа которой была заложена еще в 70-80-е гг. прошлого века. В 1992—2007 гг. активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства резко снизилась. Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 17% от уровня 1991 г. В результате темпы обновления основных фондов, включая оборудование рыбной отрасли, приблизились к критическому уровню. Сегодня они не обеспечивают даже простое воспроизводство рыбопродукции, обеспечивающее продовольственную безопасность страны. В целом по отрасли уровень физического износа основных производственных фондов и оборудования превысил — 70%.


Так, производственные мощности по консервному производству задействованы на 44,8%, кулинарному производству — 42,1%, коптильному — 23,4%, морозильному — 26%. Опережающий рост цен, особенно на топливо и другие ресурсы текущего производственного потребления, обуславливает рост издержек предприятий, занятых промыслом и переработкой водных биоресурсов, что особенно актуально для отечественной переработки. Необходимо отметить, что переломить ситуацию с обновлением производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса без соответственной государственной поддержки в ближайшее время не удастся.


Надвигающийся кризис изношенности материально-технологической базы рыбной промышленности и, как следствие этого, сокращение производства рыбопродукции с лихвой покрывает растущий импорт рыбопродукции в Россию.


Между тем, начиная с 2006 г. как никогда в российской истории, рыбная отрасль, наконец-то, стала на один уровень с другими аграрными отраслями. Можно отметить, что в период 2006—2007 гг. произошел переход от политики стабилизации и накоплений к политике развития всех отраслей России. На фоне объявленного Минсельхозом РФ «2007 г. — год Рыбы» и развития отечественной аквакультуры в рамках нацпроекта, начался этап интенсивного развития рыбной отрасли.


По поручению Президента РФ Правительство, Минсельхоз, Государственный комитет по рыболовству, ассоциации, научно-исследовательские институты и другие неравнодушные к развитию рыбной отрасли России, работают над законопроектами, регламентами и нормативами по создания благоприятных условий для развития отрасли, от которой во многом зависит продовольственная безопасность страны. По моему мнению, в данных законопроектах заложен базис позитивного роста в рыбной отрасли России.


Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточившие санкции за нарушение правил рыболовства; установлены нормы по уничтожению изъятых или конфискованных особо ценных водных биоресурсов и продуктов их переработки.


Принят Закон о специальном техническом регламенте «Рыба. Производство и обращение». Готовится к приятию проект Закона «Об аквакультуре». Приняты правительственные Постановления:

‑ об освобождении от таможенных пошлин импортного оборудования для модернизации рыболовецкого флота;

‑ о вывозе за рубеж сырья только через российские порты.


Внесены поправки в Федеральный Закон «О государственной границе», предусматривающие возможность упрощенного порядка ее пересечения российскими судами. Возобновили свою деятельность бассейновые научно-промысловые советы.


Данные мероприятия направлены на содействие повышению эффективности рыбной отрасли по трем основным направлениям:

1. В области вылова:

‑ наращивание уловов во внутренних водах и в международных водах (к 2010 г. на 40%), воссоздание океанического промыслового флота, способного работать в дальних районах Мирового океана;

‑ рациональное освоение сырьевой базы при одновременном ослаблении промысловой нагрузки на наиболее ценные и подорванные ресурсы нашей акватории;

‑ использование высоких технологий — качественная переработка добытых биоресурсов.


2. Оказание государственного содействия в проведении структурно-технологической модернизации рыбоперерабатывающих производств, с тем чтобы они соответствовали международным стандартам и включали весь производственно-технологический цикл: не только соблюдению безопасности здоровью, но и качественным параметрам — от приемки сырья до полной его переработки и утилизации отходов.


3. Государственная поддержка, направленная на формирование материально-технической базы аквакультуры России.


Данные меры по реформированию рыбной отрасли России в конечном итоге должны привести к защите отрасли, достижению конкурентоспособности во всех областях и в целом — к обеспечению продовольственной безопасности России.


В настоящее время Государственным комитетом по рыболовству РФ разрабатывается 27 Постановлений Правительства, направленных на реализацию Закона «О рыболовстве».


При создании необходимых законодательных и экономических условий отрасль способна обеспечить стабилизацию и ускорить темпы экономического роста.


Во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации Госкомрыболовством дорабатывается Комплекс мер, по развитию рыбоперерабатывающих предприятий.


Несмотря на темпы роста за период 2004—2007 г. г. объемов добычи водных биоресурсов (на 3,8%), производства рыбной продукции (на 7,5%), увеличении доли отечественных пищевых рыбных товаров на внутреннем рынке (на 4,6%), и доли переработанной и готовой продукции (в 3 раза), конкурентоспособность рыбохозяйственного комплекса в целом остается на низком уровне.


Существует ряд сдерживающих факторов. В первую очередь это:

— отсутствие комплексной законодательно-нормативной базы;

— неэффективная таможенно-тарифное регулирования экспорта и импорта;

— моральный и физический износ основных фондов;

— коррумпированность;

— административно-бюрократическая волокита при приеме груза в порту и т. п.;

— низкая инвестиционная привлекательность;

— недостаточное качество научного обеспечения и количества квалифицированных кадров;

— низкий уровень развития инфраструктуры и логистики.


В целом, назрела острая необходимость актуализации основных целей и задач Концепции развития рыбного хозяйства до 2020 года по вышеуказанным направлениям и в целом принятий Федеральной целевой программы по развитию рыбной отрасли России.


Кроме того, необходимо разработать и утвердить план действий по реализации Концепции, содержащий перечень мероприятий, ответственных исполнителей, сроки подготовки и принятия нормативных правовых актов, необходимых управленческих решений, а в некоторых случаях и количественные показатели результатов работы.


В области основных производственных фондов отрасли: рыбопромысловый флот, береговые перерабатывающие предприятия, а также портовые мощности.


На данный момент российский рыбопромысловый флот на сегодняшний день насчитывает более 3000 судов различного назначения. Флот обеспечивает около 90% общего объема вылова водных биоресурсов и 75% производства пищевой рыбной продукции. При этом наряду с нерентабельной высоко затратной технологией лова, присутствует отход российских рыбаков и соответственно снижение вылова нерентабельных и низколиквидных видов рыб.


Таким образом, с целью обновления рыбопромыслового флота необходимо создать условия для его модернизации и строительства за счет предоставления экономических и налоговых преференций, государственного лизинга, субсидирования ставок по кредитам и т. п.


В этих условиях, Госкомрыболовство считает необходимым обеспечить концентрацию имеющихся финансовых и организационных ресурсов государства для организации экспедиционного промысла в конвенционных и открытых районах Мирового океана и с этой целью создать акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом «Росрыбфлот» на базе ОАО «Архангельский траловый флот».


На первом этапе в состав имущества будут включены 27 судов, построенных ранее под гарантии Правительства Российской Федерации.


На втором этапе работы ОАО «Росрыбфлот» предусматривается строительство новых рыбопромысловых судов с использованием различных финансовых механизмов в частности, лизинга. Государственный флот, взяв на себя риски дальних экспедиций, проложит в конечном итоге ‑ дорогу частным рыболовецким российским компаниям.


Ориентировочный объем водных биоресурсов, которые могут быть освоены в рамках реализации проекта оценивается минимум в 1 млн. тонн в год.


Создание ОАО «Росрыбфлот» позволит обеспечить геополитическое присутствие России в Мировом океане, что на начальном этапе не представляется возможным без предоставления соответствующей господдержки. Во времена СССР в водах Мирового океана рыболовецкий экспедиционный флот вылавливал до 5 млн. тонн биоресурсов.


Береговой перерабатывающий комплекс сталкивается практически с теми же проблемами. Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 17% от уровня 1990 года. Физический износ основных производственных фондов приближается к 60%.


Уровень использования береговых мощностей рыбоперерабатывающего производства в целом по стране остается низким, в целом менее 50%.


Средний удельный вес переработанной рыбопродукции в общем объеме розничной реализации рыбопродукции составил 30%, в том числе рыба сушенная и вяленая ‑ 3%, нарезка к пиву ‑ 6%, малосоленая рыба ‑ 9%, рыба горячего и холодного копчения ‑ 13%.


К сожалению, в России мало рыбоперерабатывающих производств выпускающих широкий ассортимент рыбопродукции, соответствующий международным стандартам качества. По моему мнению, в преддверии вступления России во Всемирную Торговую организацию, в России назрела необходимость создания высокотехнологических рыбоперерабатывающих производств, соответствующих международным стандартам качества ISO 9001:2000, международному экологическому стандарту ISO 14001:2004 и прошедших сертификацию на соответствие требованиям к системе управления профессиональной безопасностью и здоровьем OHSAS 18001:99.


На данный момент, более половины российского рыбного рынка приходится на долю импортированной переработанной рыбопродукции. Так, импорт «рыбы сушенной, маринованной и соленой» увеличился в 2,5 раза с 9 тыс. тонн в 2000 г. до 22 тыс. тонн в 2006 г. а «филе рыбное» ‑ в 10 раз с 11 тыс. тонн до 100 тыс. тонн соответственно, при этом среднегодовой темп прироста импорта филе составил 75 %. Импортная высококачественная рыбопродукция пользуется устойчивым и стабильным спросом на российском рынке благодаря широкому ассортименту и среднему ценовому сегменту, технологическому процессу переработки и внешней упаковки, чем выгодно отличается от аналогичной продукции отечественного производства.


На большинстве береговых перерабатывающих предприятиях прекратилась замена технологического оборудования, что послужило одной из основных причин низкого уровня использования сырья, ухудшения качества рыбной продукции, слабого использования отходов основного производства. Все это отражается на общем качестве рыбных товаров на рынке, которое не соответствует международным стандартам.


Переломить ситуацию с обновлением производственных мощностей отрасли без соответственной государственной поддержки в ближайшее время не удастся. По данным Госкорыболовства, при оказании государственной поддержки на модернизацию рыбоперерабатывающих производств ежегодно в размере около 160 млн. рублей предприятия отрасли приобретут оборудования на сумму 2 млрд. рублей. Оказание поддержки на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов позволит привлечь за пятилетний период более 9 млрд. рублей инвестиций на эти цели.


Необходимо отметить, что Госкомрыболовством России заключено соглашение о сотрудничестве с «Россельхозбанком», в соответствии с которым, банк готов ежегодно предоставлять до 50 млрд. рублей кредитных ресурсов на развитие отрасли. В проекте Федеральной государственной программы по развитию рыбной отрасли России, предполагается государственная поддержка предприятий рыбной отрасли посредством возмещения части затрат по кредитам, лизинговым платежам на обновление основных фондов.


По данным Росстат РФ, в 2007 г. переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов составило 3 576 тыс. тонн. В сравнение с 2006 г. рост производства данных видов продукции составил 8,7 %.


Инвестиционно-аналитическая группа «Норге-Фиш» отмечает, что рост производства отмечался по таким видам товара, как рыба спецразделки (без сельди) ‑ 57,2%, рыба соленая (без сельди) ‑ 14%, балычные изделия ‑ 12,8%, рыба пряного посола и маринованная (без сельди) ‑ 10,2%, рыба живая (без сельди)на 17,2 %. Между тем, за данный период произошло снижение по филе рыбному (без сельди) на 18,4%, по икре на 12,7%, сельди всех видов обработки на 8,3%, морепродуктам на 7,9%, при этом выпуск консервации и пресервов практически остался на уровне 2006 г. с незначительным снижением выпуска на 0,3%.


Руководитель инвестиционно аналитической группы «Норге-Фиш» Митупов Тимур констатирует, что за период 2004—2007 г. г. среднегодовой темп прироста объема производства рыбопродукции и морепродуктов составил 7,5%. Между тем, отмечает он, рыбная промышленность еще не дотянула до уровня производства 1991 г., тогда выпуск составлял 3675 тыс. тн. При этом в общей структуре выпуска пищевой рыбопродукции в России доля филе и рыбы без сельди (копченной, сушенной, маринованной, соленой) увеличилась в 2 раза в сравнение с 2005 г. с 6% до 12%.


Отметим, что Министерство экономического развития РФ прогнозировало среднегодовой прирост производства рыбопродукции за период 2006—2009 гг. на уровне 1,5—2%. Между тем, на основании анализа динамики производства рыбопродукции Митупов Тимур отмечает, если среднегодовой прирост объемов производства составит в дальнейшем 8—10%, то можно спрогнозировать, что к 2010 г. отечественный выпуск рыбопродукции и морепродуктов составит 4,5—4,6 млн. тонн.

Низкой инвестиционной активности бизнеса также способствует неблагоприятная ситуация с материально-технической базы морских портов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.


Портовое хозяйство для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в настоящее время объединяет 16 морских терминалов, 7 морских терминалов имеют глубоководные причалы, способные обрабатывать крупнотоннажные суда. Общая протяженность причального фронта морских терминалов в морских портах составляет более с глубиной у причалов до. Общая пропускная способность данных терминалов в настоящее время составляет около 8 млн. тонн.


Сегодня существует острая необходимость их реконструкции, включая усиление причалов, дноуглубительные работы, строительство защитных гидротехнических сооружений, а также формирование благоприятного режима обслуживания рыбопромысловых судов в российских морских портах.


В связи с этим, необходимо обеспечить разработку порядка взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по оформлению российских рыбопромысловых судов при заходе в российские морские порты и выходе их них. И такая работа по созданию единого порядка оформления и регистрации судов рыбопромыслового флота Госкомрыболовством совместно с ФПС, ФТС, Аппаратом Правительства уже ведется.


Требует безотлагательного решения проблемы многократного пересечения российскими добывающими судами границы при осуществлении прибрежного рыболовства.


Принятый Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года № 560 порядок осуществления пограничного контроля не только не упростил, а наоборот усложнил осуществление данного вида рыболовства.


Согласно установленному порядку пограничный контроль за добывающими судами должен осуществляться только в морских портах при каждом выходе судна в море и возвращения для сдачи уловов, при том, что значительная часть предприятий, принимающих улов для дальнейшей переработки, расположены в сотнях километров от портов.


Таким образом, суда при выходе на промысел и по возвращении с промысла с уловом должны идти в морской порт для прохождения контрольно-проверочных мероприятий, и только после этого могут следовать к своим рыбоперерабатывающим заводам для сдачи улова. Это очень неудобно рыболовецким компаниям, которые имеют рыбоперерабатывающие предприятия и находятся территориально далеко от порта приписки. Так, прибрежная зона Приморья простирается на 1000 км., при этом функционирует 1 пункт пропуска — порт Находка. Длительность переходов до порта для оформления отхода/прихода судна оборачивается не только финансовыми расходами, связанными с дополнительным расходом топлива и т. п., но и неизбежно приводит к нарушению сроков сохранности и утраты качества рыбы. Об этой проблеме, недавно приморские рыбаки направили письмо Виктору Зубкову. Необходимо принять постановление Правительства РФ, в котором будет предусмотрено осуществление пограничных контрольно-проверочных мероприятий в местах сдачи, находящихся недалеко от мест сдачи улова рыбопромысловыми судами, ведущими прибрежный промысел. Пока проблема не решена.


Одним из путей решения проблемы может стать придание статуса территорий морских портов портопунктам, где осуществляется сдача уловов, созданным на основании ранее изданных приказов государственных администраций портов.


Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 240-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах», предусматривающие возможность осуществления на территориях морских и речных портов переработки водных биоресурсов с льготным режимом налогообложения.


При реализации указанного федерального закона Госкомрыболовством рассматривается возможность создания в портовых особых экономических зонах комплексов предприятий по переработке водных биоресурсов в портах: Мурманска, Калининграда, Владивостока, Невельска.


Такие зоны являются стимулом для привлечения инвестиций частных инвесторов. Поэтому необходимо ускорить создание портовых особых экономических зон с размещением на их территориях рыбоперевалочных, рыбоперерабатывающих и холодильных — складских мощностей.


До 2006 года мероприятия по развитию рыбохозяйственного комплекса финансировались в рамках подпрограммы «Водные биологические ресурсы и аквакультура» ФЦП «Экология и природные ресурсы России», действие которой прекращено.


Уровень финансирования подпрограммы не превышал 23%, большая часть программных мероприятий так и осталась нереализованной.


Отсутствие программно-целевого подхода и необходимого финансирования при решении имеющихся проблем является сдерживающим фактором, препятствующим достижению поставленных целей и задач по развитию отрасли.


В соответствии с основными направлениями Концепции развития рыбного хозяйства до 2020 года и поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации Госкомрыболовством разработан и предоставлен на рассмотрение Правительству РФ- Проект концепции федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009—2013 годах», в котором предусмотрен перечень кардинальных мер по развитию рыбопромыслового флота, рыбоперерабатывающего комплекса и портовой инфраструктуры.


Таким образом, Россия в ближайшее время примет федеральную целевую программу развития рыбной отрасли. Ее утверждение, отметил глава Госкомрыболовства Андрей Крайний, даст предприятиям отрасли надежный финансовый инструмент, гарантирует «инвестиции в развитие», «защищенные статьи бюджета не будут секвестироваться».


Оценивая уже действующие меры поддержки рыбаков, А. Крайний сообщил, что принято решение об уменьшении до 8 % за счет субсидирования государством кредитных ставок на модернизацию флота и постройку новых судов. Аналогичные льготы получают и предприятия, развивающие береговую переработку.


В стране начато создание сети бункеровочных компаний, поставляющих промысловым предприятиям топливо по льготным ценам. На Дальнем Востоке, в частности, такие компании откроются в Невельске, Петропавловске-Камчатском и других портах. Кроме того, предусматривается субсидирование кредитов, которые промысловые компании берут на материально-техническое снабжение ‑ снаряжение, продовольствие, топливо.


Объём финансирования мероприятий Программы составит 61,6 млрд. рублей, из них федеральный бюджет — 32,4 млрд. руб., бюджеты субъектов — 0,3 млрд. руб., внебюджетные источники — 28,9 млрд. руб.


В ходе реализации Программы предполагается:

‑ строительство и модернизация 493 рыбопромысловых и рыбоохранных судов;

‑ реконструкция 14 морских рыбных терминалов в морских портах;

‑ строительство и реконструкция 90 рыбоводных заводов в 22 субъектах Российской Федерации;

‑ обновление и модернизация рыбообрабатывающего оборудования на предприятиях рыбопереработки;

‑ проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.


Оказание государственной поддержки на строительство и модернизацию судов рыбопромыслового флота требуется уже на период 2009—2013 гг. в следующих размерах: на 2009 год — 60 млн. рублей, на 2010 год — 112 млн. рублей, на 2011 год — 164,2 млн. рублей, на 2012 год — 216 млн. рублей, на 2013 год — 250 млн. рублей. Оказание государственной поддержки на данные цели позволит осуществить строительство и модернизацию за период 2009—20123 гг. 90 судов рыбопромыслового флота и привлечь более 9,6 млрд. рублей инвестиций.


Потребность в средствах федерального бюджета на компенсацию затрат рыбохозяйственным организациям на приобретение топлива, предметов материально-технического снабжения и снаряжения составляет: на 2009 год — 568,8 млн. рублей, на 2010 год — 600 млн. рублей, на 2011 год −634 млн. рублей, на 2012 год — 670 млн. рублей, на 2013 год — 710 млн. рублей.


По результатам заключений Минфина и Минэкономразвития вопрос о принятии концепции Программы должен быть рассмотрен Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, однако вопрос о финансировании Программы с 2009 года, остается открытым.


Еще одним инструментом повышения инвестиционной привлекательности является таможенно-тарифное регулирование.


33% внутреннего потребления рыбных товаров в нашей стране обеспечивается за счёт импорта, существенная часть которого является переработанными водными биоресурсами, выловленными российскими промысловыми судами, и поставленными зарубежным компаниям в виде сырья. Доля российского экспорта обработанной продукции крайне низка и не превышает 15—20%. Более того, в 2007 г. объемы российского экспорта рыбопродукции и морепродуктов снизился на 26 %, в сравнении с 2006 г.


В данных условиях, по мнению руководителя Госкомрыболовства Андрея Крайнего, существует острая необходимость корректировки ставок таможенных пошлин в сторону повышения экспортных пошлин на рыбное сырье и импортных пошлин на рыбную продукцию с высокой добавленной стоимостью.


На уровень инвестиционной привлекательности отрасли также значительное влияние оказывает уровень незаконного промысла водных биоресурсов в нашей исключительной экономической зоне.


Без кардинального решения этой проблемы говорить об экономическом оздоровлении отрасли в ближайшей перспективе сложно.


Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по предотвращению браконьерства, масштабы его не только не снизились, но принимают все более изощренные формы, что наносит ощутимый вред деловой и политической репутации России на мировом уровне и противоречит экономическим интересам страны.


Так, подведены итоги деятельности ДЭБ МВД России за 2007 год. В результате были выявлены и пресечены преступления, связанных с оборотом водных биоресурсов ‑ 1263 преступления экономической направленности, что на 12,5% больше, чем в 2006 году. По оконченным уголовным делам обеспечено возмещение ущерба на сумму более 606 млн. рублей. Так же организовано проведение широкомасштабного комплекса мероприятий по проверке законности поставок икры лососевых видов рыб из Дальневосточного федерального округа, в результате которых установлен и перекрыт ряд каналов транспортировки незаконно добытой икры с использованием железнодорожного и авиатранспорта, изъято более 50 тонн икры.


Россия несет огромные потери, как финансовые — от недополучения налогов и сборов в бюджет, сокрытия валютной выручки, так и связанные с сокращением или даже полным уничтожением наиболее ценных запасов водных биоресурсов.


По данным Счетной палаты Российской Федерации и Департамента экономической безопасности МВД России оцениваются на сумму порядка 28 млрд. рублей ежегодно.


Кроме того, после принятия решения об отмене с 1 января 2006 года лицензирования российских пользователей, осуществляющих в море приемку и транспортировку уловов, сложилась ситуация, когда транспортные суда, с помощью которых осуществляется масштабный вывоз в иностранные порты незаконно добытой продукции, получили возможность практически бесконтрольной деятельности.


В нашей экономической зоне появились транспортные суда под флагами Камбоджи, Белиза, Грузии, Монголии, договоры с которыми в области рыболовства не заключались, и, при досмотре таких судов, возникают трудности в определении законности происхождения продукции и применения соответствующих санкций.


Анализ системы охраны водных биоресурсов позволяет сделать вывод, что в условиях значительного количества органов контроля и надзора, наличия межведомственной разобщенности, принимаемые меры по снижению уровня браконьерского промысла недостаточно эффективны.


Госкомрыболовство считает необходимым кардинально изменить существующую систему охраны водных биоресурсов, сократив количество проверяющих органов до одного и, тем самым, переложить все бремя контрольных ведомств с рыбака на единственный орган рыбоохраны, за деятельностью которого должен осуществляться надзор со стороны соответствующих органов.


Кроме того, необходимо обеспечить в ближайшее время строительство высокоскоростных рыбоохранных судов, что поможет в сжатые сроки ощутимо сократить масштабы браконьерства.


Еще одним сдерживающим фактором развития отрасли является проблема снижения научного потенциала. Сдерживающим фактором масштабных исследований в новых районах промысла является вопрос обновления научно-исследовательского флота, который является основным инструментом исследований. На первом этапе необходимо предусмотреть строительство минимального количества судов: не менее 3 единиц крупных судов для работы в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в перспективных для промысла районах Мирового океана, 5 среднетоннажных и 8 малотоннажных судов для работы в исключительной экономической и прибрежной зоне Российской Федерации.


Одной из важнейших государственных функций управления в области рыболовства является установление общего допустимого улова водных биоресурсов. Выполнение этой функции невозможно без проведения ресурсных исследований и мониторинга водных биоресурсов, которые осуществляются через систему специализированных научно-исследовательских институтов.


Организация деятельности наших рыбохозяйственных институтов не в полной мере соответствует современным требованиям. Основная причина — систематическое недофинансирование отраслевой науки.


Наибольшая часть ресурсных исследований осуществлялась за счет научных квот. Основным недостатком таких исследований являлась необходимость соблюдения уровня рентабельности экспедиционных работ. Институты объективно были вынуждены сокращать исследования в тех районах, где величина уловов не обеспечивает покрытия расходов на содержание флота. В результате снижалось объективность и качество получаемой научной информации.


В настоящее время в общем объеме финансирования рыбохозяйственных научных исследований средства федерального бюджета составляют 30%, средства по договорам институтов со сторонними организациями — 10%, и 60% ‑ это средства от реализации научных квот.


Единственным выходом из создавшейся ситуации явился отказ от выделения научных квот, с одновременным переходом на финансирование из федерального бюджета.


Наличие достаточного количества средств на науку позволит решить одну из наиболее приоритетных задач развития рыбной отрасли ‑ возобновление ресурсных исследований в открытых районах Мирового океана.


По экспертным оценкам, потенциальный вылов России в открытой части Мирового океана может составить более 3 млн. тонн. За пределами исключительной экономической зоны России имеются перспективные районы, в которых возможно ведение отечественного промысла уже в ближайшее время.


В свете принятых, решений об обязательной доставке уловов водных биоресурсов на территорию Российской Федерации для создания наряду с административными, экономических предпосылок ориентации продукции на внутренний рынок, государству необходимо обеспечить развитие логистики и формирование рыночной инфраструктуры.


Высокие железнодорожные тарифы являются одним из сдерживающих факторов развития отечественного рынка рыбных товаров. На основание проведенной работы Госкомрыболовства и ФСТ в ноябре 2007 г. было выпущено решение ФСТ России о снижение на 8—12% железнодорожных тарифов на транспортировку отдельных грузов, в том числе рыбной продукции, с территории Дальнего Востока в Европейскую часть.


14 марта 2008 г. Госкомрыболовство РФ внесло на рассмотрение Правительства РФ проект регламента «Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по оформлению судов рыбопромыслового флота». Суть данного регламента заключается в упрощение процедуры и сокращения срока оформления рыбопромысловых судов в портах РФ. На основании данного регламента сокращается количество организаций — проверяющих, вводится принцип «одного окна» и срок оформления судна будет составлять до 3 часов. Данный регламент согласован с профильными ведомствами и службами: Минтрансом, Минсельхозом, ФПС и ФТС.


Одним из наиболее перспективных направлений развития рынка рыбных товаров является создание рыбных бирж.


Госкомрыболовством в последнее время проведена значительная работа по созданию в стране системы биржевой торговли водными биоресурсами.


Мировой опыт показал высокую эффективность данного вида деятельности. Многие годы рыбные биржи функционируют в Норвегии, Японии, Кореи. Наличие бирж в этих странах позволило убрать с рыбного рынка посредников, что положительно сказалось на ценообразовании.


В принятых в конце 2007 года изменениях в Федеральный закон «О рыболовстве» предусмотрено, что реализация водных биоресурсов и продуктов их переработки должна осуществляться на товарных биржах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен быть разработан до 1 июля 2008 года. Это позволит уже через полгода проводить биржевые торги на постоянной основе.


Госкомрыболовством предполагается, что биржевые площадки будут организованы в Калининграде, Мурманске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Москве. Вместе с тем будет предусмотрена возможность организации биржевых площадок и в других городах.


При этом с 1 января 2009 г. планируется ввести обязательную продажу экспортируемых водных биоресурсов и продуктов их переработки через систему биржевых торгов, что обеспечит прозрачность внешнеэкономических финансовых и товарных потоков в отрасли.


Биржевая система должна «обелить» рыбную отрасль и сделать ее публичной, тем самым создать экономические стимулы и привлечь инвестиции, вывести ее на цивилизованный рынок внешних и внутренних заимствований. Рыболовецкая компания сможет взять взаймы деньги посредством фьючерсов и опционов ‑ под будущий улов. Кроме того, биржа — хороший рыночный регулятор и индикатор. Так, с помощью торгов можно сократить до минимума возможность ценового сговора между поставщиками, тем самым регулировать и стабилизировать цены на рыбу. За счет рынка фьючерса, появится возможность планировать и прогнозировать стоимость сырья, обеспечить прозрачность и стабильность сделок купли-продажи, увеличить экспортные (таможенные) и налоговые поступления.


Таким образом, предлагаемая система мер по развитию рыбохозяйственного комплекса может быть результативна только в случае согласованных действий всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.


Для оценки эффективности намеченных мер в долгосрочной перспективе Госкомрыболовством разработана система целевых индикаторов, в соответствии с которой мы сможем к 2020 году обеспечить:

‑ увеличение добычи водных биоресурсов до 6 млн.тонн в год;

‑ увеличение среднедушевого потребления населением рыбных товаров до 23 кг, что соответствует рекомендуемой Академией медицинских наук России норме потребления рыбных товаров;

‑ увеличение доли производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью до 82 %, что обеспечит конкурентоспособность отечественных рыбных товаров на внутреннем и внешнем рынках;

‑ увеличение доли отечественной рыбной продукции в структуре потребления с до 85 %, что обеспечит России состояние продовольственной достаточности;

‑ увеличение площади обследуемых акваторий на предмет перспективы использования промысловых скоплений водных биоресурсов на 30 %;

‑ увеличение уровня использования общих допустимых уловов на 20 %.


Но, безусловно, достичь таких показателей мы сможем лишь совместными усилиями министерств и ведомств, обеих палат федерального собрания, и рыбацкого сообщества.


На ближайшее пятилетие определены три основные цели политики в рыбной отрасли:

Первая — это устойчивое развитие рыбной отрасли, модернизация и строительство материально-технической базы;

Вторая ‑ рост конкурентоспособности отечественной рыбопродукции на основе финансовой устойчивости и модернизации рыбопромышленности;

Третья — борьба с браконьерством, сохранение и воспроизводство водных биоресурсов.


Политика в рыбной отрасли на ближайшие 5 лет будет становиться более прозрачной, что создаст гарантии для бизнеса и делает отрасль более привлекательной для потенциальных инвесторов.


Федеральная программа по развитию рыбной отрасли систематизирует меры в области рыбной политики и определяет размеры государственной поддержки из федерального и регионального бюджетов. Это консолидирует ресурсы государства на решающих направлениях, содействует формированию единого экономического потенциала.


Таким образом, в 2008—2010 г. совместно нам предстоит решать 10 основных задач в области развития рыбной отрасли:

1) Усовершенствование законодательной, нормативной и таможенной базы в рыбной отрасли. Международное сотрудничество.

2) Увеличение объемов вылова и поставок рыбы и морепродуктов на внутренний рынок за счет борьбы с браконьерством и модернизации рыболовецкого флота. Упрощение процедуры оформления рыбы в портах.

3) Строительство и модернизация экспедиционного промыслово-тралового флота, прибрежных перерабатывающих предприятий, портов и холодильных мощностей.

4) Введение и функционирование системы биржевой торговли. Специальные рыбные биржи заработают в Мурманске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на Сахалине.

5) Достижение консенсуса государства с сетевым ритейлом, включая регулирование отпускной цены на рыбопродукцию и входных бонусов для рыбных компаний.

6) Государственное субсидирование и лизинг для основных секторов рыбной отрасли. Восстановление инфраструктуры рыбопереработки. Переход на международные стандарты качества выпуска продукции перед вхождением в ВТО

7) Стимулирование научных разработок во всех областях рыбной отрасли и предотвращения дефицита квалифицированных кадров

8) Сохранение запасов водных биоресурсов.

9) Развитие и укрупнение рыбного бизнеса в разных направлениях рыбной отрасли.

10) Регулирование импорта-экспорта (вкл. пошлины, надзор за качеством и т. п.), вопрос продовольственной безопасности страны (доля импорта свыше 30%).


Когда в начале 2006 года мы начинали освещать состояние и тенденции развития рыбной отрасли России, рыбная отрасль была абсолютно закрытой. В наличии имелась только масса проблем и полное непонимание, как эти проблемы нужно решать.


За два года деятельности в рамках Инвестиционно-аналитической группы «Норге-Фиш», мы подняли много проблемных вопросов и этим ‑ обратили внимание других СМИ на то, что это темы не только регионального, но и федерального уровня и значения. Это не только проблемы регионов и добывающих рыболовецких компаний, а дело всей продовольственной безопасности страны, которое касается каждого из нас.


Нам приятно сознавать, что результаты нашей деятельности весьма востребованы, ведь самое важное ‑ это оценка нашей работы. За этот год мы приобрели деловую репутацию и авторитет в области подачи аналитической информации и прогнозных обзоров. Предстоит много работы — импульс дан, базис создан — путь на развитие.



Тимур Митупов, Руководитель Инвестиционно-аналитической группы «Норге-Фиш»



Здесь Вы можете оставить свое мнение о новости, если же хотите продать, купить или предложить свои услуги — оставьте сообщение на нашей Доске объявлений.



Ваш комментарий


С помощью этой формы вы можете оставить комментарий к объявлению. Ваше мнение будет доступно для всех посетителей.


Имя:
E-Mail:
Сообщение:

Введите символы, которые видите на картинке (цифрами и латинскими, регистр неважен):
Защита от автоматических сообщений

← Список новостей / ↑ Наверх страницы / Версия для печати




Меню

Список новостей

Предложить новость

Реклама

Наши партнеры



Рыба Качатского края


Счетчики


Рейтинг@Mail.ru



Яндекс.Метрика


Яндекс цитирования


Реклама




Журнал

Новости

Каталог

Доска объявлений

Выставки

Реклама

Подписка

Контакты

© 2006–2010 Журнал «Рыба и морепродукты»