Журнал «Рыба и морепродукты» — всё о рыбной промышленности России

Поиск по сайту

Журнал

Новости

Каталог

Доска объявлений

Выставки

Реклама

Подписка

Контакты

Разместить здесь баннер!





Норвегия и Россия. Общие интересы двух рыболовных держав

/ 21 декабря 2009


Наши страны имеют очень длительную историю взаимоотношений в области рыболовства, и по мнению всех сторон, на всем протяжении истории постоянно решали возникающие вопросы к обоюдному удовлетворению. Сейчас возникают новые вызовы, требующие совместных решений. С норвежской точкой зрения на текущее положение дел, нас любезно согласился ознакомить Чрезвычайный и полномочный Посол Королевства Норвегии в России Кнут Хауге.


— Уважаемый господин Посол, как Вы оцениваете текущее состояние норвежско-российских отношений в области рыболовства и торговли рыбопродукцией?

— У нас сейчас очень хорошие отношения, особенно это касается управления рыбными ресурсами, их распределения и квотирования. Более того, наши российские партнеры оценивают отношения Норвегии и России в данной области, как пример для подражания, я полностью поддерживаю это мнение. В целом, можно оценить наши долгосрочные отношения как очень успешные и, конечно, нужно продолжать в том же духе. Что касается экспорта наших продуктов, то показатели также высокие.


— На недавно прошедшей 38-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству наши страны пришли к единому мнению, что совместно управляемые запасы находятся в очень хорошем состоянии, что позволило существенно увеличить квоты на вылов трески, пикши и палтуса. Можно ли сказать, что запасы рыбы в Баренцевом и Норвежском морях находятся вне опасности?

— Можно сказать и так. Само по себе хорошее состояние рыбных ресурсов можно рассматривать как результат нашей работы. Но необходимо помнить, что такая ситуация сложилась в результате долгосрочного сотрудничества наших государств, научных организаций. Именно кропотливая совместная работа сделала возможным текущее состояние урегулированности.


И конечно, нельзя расслабляться, надо работать дальше, особенно это касается борьбы с незаконным выловом, переловом рыбы. Надо строго к этому относиться.


— На сегодняшний день Норвегией и Россией накоплен богатый опыт совместного управления рыбными ресурсами, положительные результаты сотрудничества неоспоримы. Отношения очень стабильные, особенно учитывая ценность управляемых ресурсов. Не изменит ли возможное вступление в Евросоюз Норвегии текущий баланс интересов?

— Этого не будет, ни завтра, ни послезавтра. Пока у нас в Норвегии вопрос вступления в ЕС не обсуждается, такое возможно только в далекой перспективе.


— Сегодня разгорается настоящая битва за Арктику, северные страны пытаются «застолбить» за собой как можно больше территории, потенциально содержащей множество природных ресурсов. Какова позиция Норвегии по данному вопросу? Есть ли подвижки?

— Нужно спокойно думать об этом. Может создаться впечатление, что идет целая битва за Арктику, по-моему, это не так, у нас разные точки зрения, но всё-таки это не война, это нормальная дискуссия между всеми странами, имеющими интересы в этом регионе.


По-моему, главное в этом вопросе, это то, что все страны исходят из принципов международного права. Проблема возникла не вчера, разграничение идет с семидесятых годов и пока согласия нет. Но основываясь на принципах международного морского права, уверен, стороны найдут взаимопонимание. Это нормальное общение с соседними странами.


Самое главное, что у нас сейчас согласие о разных технических вопросах, например, таких как ширина ячейки рыболовной сети. Вот такие, практические решения, предотвращают недопонимание между нашими странами, делают рыбную ловлю более спокойным занятием.


Со своей стороны, мы как раз хотим убрать политическую составляющую этих вопросов. Потому что с точки зрения политики, мы согласны с тем, что мы хотим достичь лучшего сотрудничества, чтобы оно было рассчитано на долгие годы вперед, и было в стабильных, предсказуемых рамках. Ну и то, что страны соседи в чем-то не согласны друг с другом это нормально, очень важно, искать практические решения.


— Наши страны очень продвинулись в регулировании рыбных промыслов, ситуация же с Арктикой и Шпицбергеном стоит на месте, быть может лучше решить эти проблемы сейчас, а не дожидаться их обострения?

— Не уверен, что с вами согласен. Между Россией и Норвегией есть временный договор о регулировании рыболовства в Баренцевом море. Временный, потому что мы ждем окончательного решения о границе экономических зон.


И на данном этапе эта договоренность работает хорошо, потому что она дает стабильные и предсказуемые правила, для тех кто работает в море, добывает рыбу. И также есть понимание между нами, что когда мы достигнем соглашения о границе экономических зон, то это не должно ухудшить условия рыболовства.


Ощущение от того, что у нас много неразрешенных вопросов в Арктике, идет от того, что на повестку дня пришли новые темы. С нашей точки зрения является важным, и россияне в этом нас поддерживают, что мы сможем достичь каких-то результатов на основе морского международного права. В Норвегии очень трепетное отношение к закону, Норвегия маленькая страна, и как для каждой маленькой страны для нас важно, чтобы закон работал.


У наших стран с 1826 года существует совместная сухопутная граница, и служит до сих пор без каких-либо изменений. Думаю, в Норвегии уважают российские интересы, мы понимаем, почему у нас случаются разногласия, кои бывают у всех соседей, как например, между Норвегией и Швецией. Это естественно, есть разногласия и между севером и югом Норвегии. Это нормально.


— Норвегия является, наверное, единственной страной успешно развивающий как добычу углеводородов на континентальном шельфе, так и промышленное рыболовство на одних и тех же территориях. По вашему мнению, возможна ли безопасная добыча топлива?

­— Опыт, накопленный в нашей стране показывает, что такое мирное сосуществование нефтяного и рыбного бизнеса возможно.


Нефтяной бизнес находится под неусыпным вниманием государства и независимых СМИ. Не дай бог, что случится — это будет настоящая катастрофа для компании, наказание обязательно последует и будет очень жестким. Как говорят сами нефтяники: «У нас нет права на ошибку».


Нефтяной и рыбный бизнес в Норвегии более равноправны, чем в других странах, но нефть всё-таки новая отрасль для нашей страны, а рыболовство — традиционная. От рыболовства зависит очень много инфраструктуры в стране, занятость населения и т. д., и в политическом смысле это очень важно, а значит никто не позволит действовать во вред природе и людям.


Вопрос о нефти не имеет простого ответа. И в политике, и в обществе постоянно идут дискуссии на эту тему. Надо найти некоторое равновесие интересов всех заинтересованных сторон. К тому же, нефть невозобновляемый ресурс, а рыба будет всегда.


Так же нельзя забывать, что в Норвегии ведется множество исследований, постоянно контролируется состояние окружающей среды. И это производится государственными институтами, работающим только за государственные деньги, независимо от грантов нефтяников или рыбаков. Результаты научных исследований кладутся в основу дальнейшего планирования. Тема такого сосуществования очень важна и для государства. И нефтяникам в этом смысле тяжелее, чем рыбакам — с них больший спрос.


Надо отметить также техническое, инновационное развитие в Норвегии за последние годы — с точки зрения нефтяного дела, там внедряются революционные технологии, которые могут гарантировать максимальную безопасность.


— В 2014 году будет получен первый промышленный газ со Штокмановского месторождения, и уже высказываются мнения, что данный проект находится на грани окупаемости. Более того, по многим прогнозам, цена энергетических ресурсов будет падать в будущем, а ценность рыбы как продукта питания — только увеличиваться. Так стоит ли рисковать морем, рыбой ради негарантированной прибыли?

— Думаю говорить об экономических аспектах пока рано, работа ещё ведется. Акционеры Штокмановского проекта примут решение о сроках реализации проекта и инвестициях в зависимости от состояния рынка, после этого будет окончательное решение. Что касается норвежской «StatoilHydro», то для них, это в первую очередь коммерческий проект, направленный на извлечение прибыли. Они уже сами будут смотреть насколько это прибыльно. И чем это закончится, мы не знаем, надеемся, это будет позитивное решение.


— В конце концов, если этот проект реализуется и будет коммерчески успешным, это будет большой пример взаимовыгодного сотрудничества в освоении Арктики, как в политическом, так и в технологическом плане.

— Да, согласен.


— В последнее время возобновились попытки представить норвежскую рыбу, искусственно выращиваемую на фермах как очень опасную для здоровья потребителя. Апофеозом данных слухов, стали анонимные утверждения об опасности тяжелых заболеваний в ТВ-передаче одного из центральных каналов. Какова Ваша позиция в данном вопросе?

— Такие заявления периодически возникают. Мы с точки зрения государства и органов, ответственных за выращивание рыбы, относимся к вопросу о здоровье очень серьёзно. В первую очередь это касается продуктов питания.


У нас очень ответственный госаппарат контроля над индустрией выращивания рыбы. И мы уверены, что тот продукт, который мы поставляем, выдерживает самые строгие требования к безопасности продуктов питания.


И конечно, нельзя забывать об очень плотном сотрудничестве между ветеринарными ведомствами наших стран. По крайней мере, в последние годы. У российских ветеринаров есть возможность пройти самим весь путь выращивания рыбы, и посмотреть своими глазами, как это происходит в Норвегии.


Можно очень долго говорить о системе контроля за безопасностью рыбной продукции в Норвегии, но я хотел бы отметить два момента: выращенную рыбу мы употребляем сами в больших количествах, а во-вторых, безопасность продуктов питания всегда была в Норвегии приоритетной.


Помимо контроля со стороны государственных органов Норвегии и России, есть и независимые и критически настроенные СМИ, попасть под их прожектор очень легко. Рыба, выращиваемая на наших фермах, поставляется более чем в 100 стран, например, в Японию, где очень хорошо разбираются в рыбе и используют её в сегменте суши, а это само по себе показатель качества. И тот факт, что Япония через полмира везет рыбу к себе, говорит о многом.


Несмотря на все научные успехи, институты Норвегии до сих пор продолжают активно исследовать эту тему. Те же корма для рыбы непрерывно улучшаются. Постоянно проводятся исследования по нахождению оптимального питания для рыбы, обеспечивающего здоровье, рост и т. д.


Порой складывается ощущение, что про рыбу в Норвегии знают больше чем про людей!


Ещё надо понимать, один момент, связанный с большими объемами, поставляемыми норвегами на внешние рынки — мы слишком заметны, поэтому к нам приковано большее внимание, поэтому даже небольшие проблемы сразу становятся достоянием общественности.


В Норвегии чётко осознают свою роль — мы должны подавать пример, и нести ответственность, за то, что мы делаем. И наше государство, и рыбные компании, и контролирующие органы, отлично это понимают. Это не только вопрос денег, но и вопрос репутации, на которой строится бизнес.


— Ещё одним сомнительным утверждением об отношении норвежцев к выращиваемой рыбе, является то что «норвежцы сами её не едят», так ли это?

— Нет, конечно, мы едим. И не только в Норвегии, но и в нашем Посольстве в Москве. У нас начали разводить рыбу в шестидесятых годах. С этого же времени, выращенная рыба постоянно присутствует в рационе норвежцев.


— В разных странах, разные традиции контроля качества продукции для внутреннего потребления и для экспортируемой. Как с этим обстоит в Норвегии? Различается ли система контроля безопасности и качества?

— Нет, рыба, поставляемая на внутренний рынок и на экспорт одинакова, да и система контроля одна и та же. Те, кто у нас покупает рыбу, прежде всего, ждут качества. С экономической точки зрения, просто нереально поставлять некачественный товар.


Единственное, что может различаться, это заказ конкретного покупателя или традиции употребления в конкретной стране. Например, заказчику может быть нужен стандарт размера, вид нарезки, цвет мяса и так далее. Но это скорее индивидуально и по большому счету вторично. Базисные стандарты качества абсолютно одинаковы.


— Конкурентом Норвегии в мире по выращиванию лососей является Чили. Широко известно о массовых проблемах с болезнями выращиваемой там рыбы. Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?

— С нашей точки зрения, основная проблема в том, что чилийцы слишком быстро стали наращивать мощности, слишком быстро стали развиваться и появились болезни рыб на их фермах, что ещё раз подчеркивает важность контроля качества.


Чили наверняка вернется как поставщик семги на мировой рынок. Но это случиться после того как они справятся с болезнями и пересмотрят динамику своего развития. Выберут более здоровый курс развития.


Аквакультура в Норвегии развивается уже более 40 лет, на этом пути научилась исправлять ошибки, проблемы на маленьких объемах. Сейчас мы уже можем себе позволить большие объемы, индустрия уже наладила технологию, которая к тому же, постоянно совершенствуется.


Важно подчеркнуть, что мы в Норвегии не боимся конкуренции. Наличие таковой это здоровая тенденция, это подталкивает нас к улучшению продукции.


— В настоящее время, экономическая ситуация в мире нестабильна, каков, на Ваш взгляд будет рынок сёмги и форели в следующем году? Не сократятся ли поставки в Россию?

— Мы готовы поставлять рыбу в Россию, более того российский рынок для нас очень важен, по уровню импорта норвежской рыбы он находится на 2-м месте после Франции, а по сёмге на 4-м месте.


Но рынок сёмги глобальный, поэтому всегда будут колебания цен. Так же мы знаем, что уже сделаны прогнозы по выработке сырья — добыча в Норвегии будет на 5% больше, несмотря на уменьшение общего количества вылова семги в мире.


Ну и соответственно, можно предположить, что цена будет либо такая же, либо чуть-чуть выше. Также есть колебания рыбного рынка в целом, например, выросли поставки сельди.


С нашей стороны есть заинтересованность в долгосрочном, стабильном, предсказуемом развитии российского рынка. Спрос на сёмгу очень большой, причем видно, что 70% спроса приходится на Москву и Питер, а ведь есть ещё и регионы... потенциал у рынка огромный.


— Какие на Ваш взгляд проблемы двухсторонних отношений в рыбной области должны быть решены в ближайшее время?

— Не думаю, что текущие вопросы наших взаимоотношений можно назвать проблемами. Скорее идет планомерное сотрудничество, в результате которого достигнуто множество успехов. Конечно, на повестке дня, стоит вопрос незаконного вылова, трудно ожидать его окончательного решения, важно постоянно работать в этом направлении.


Главная задача — продолжать долгосрочные стратегии по вылову, и прежде всего не перелавливать рыбные ресурсы. Делать это на научной основе. И это, конечно, не проблема — это обычная работа.


— Спасибо, за интервью.

— Пожалуйста.


PS

Редакция журнала выражает благодарность Юлии Сельесет за организацию интервью.



Ян Герасимук


Журнал «Рыба и морепродукты» № 4 2009 г.



Здесь Вы можете оставить свое мнение о новости, если же хотите продать, купить или предложить свои услуги — оставьте сообщение на нашей Доске объявлений.



Ваш комментарий


С помощью этой формы вы можете оставить комментарий к объявлению. Ваше мнение будет доступно для всех посетителей.


Имя:
E-Mail:
Сообщение:

Введите символы, которые видите на картинке (цифрами и латинскими, регистр неважен):
Защита от автоматических сообщений

← Список новостей / ↑ Наверх страницы / Версия для печати




Меню

Список новостей

Предложить новость

Реклама

Наши партнеры



Рыба Качатского края


Счетчики


Рейтинг@Mail.ru



Яндекс.Метрика


Яндекс цитирования


Реклама




Журнал

Новости

Каталог

Доска объявлений

Выставки

Реклама

Подписка

Контакты

© 2006–2010 Журнал «Рыба и морепродукты»